Главная » 2014 » Апрель » 27 » Аттестация школьных психологов
22:20
Аттестация школьных психологов

Аттестация школьных психологов

В Москве планируют провести аттестацию школьных психологов. Что это за процедура, и какова технология ее проведения, порталу «Слово» рассказала Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией модернизации психологической службы системы образования Московского Городского Психолого-Педагогического Университета.


- Какими качествами должен обладать школьный психолог?


- Профессиональные качества называются «профессиональными компетенциями». Наш университет принимал участие в создании стандарта профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии. В нем описано семь основных направлений, по которым должен работать любой психолог в системе образования. Этот проект опубликован, сейчас он проходит согласование в Министерстве юстиции.

Основные направления звучат следующим образом. Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса; психологическое консультирование – опять же всех: и педагогов, и родителей, и учащихся. Коррекционно-развивающие работы с учащимися. И не только с учащимися с особенностями развития – это может быть также коррекция поведения, коррекция отношений, профориентация, развивающие занятия, направленные на повышение психологической грамотности.

Еще одно направление – профилактика, на сегодняшний день одно из самых актуальных направлений для любой образовательной организации. Это и профилактика социальных рисков, и отклонений в развитии, и профилактика различных девиантных форм поведения: суицида, химической зависимости и так далее. Работа с одарёнными детьми, чтобы у них тоже было адекватное развитие – и возрастное, и межличностное.

Следующее направление – это совершенствование собственной профессиональной деятельности, мы её называем методической работой психолога. Ее суть – умение грамотно организовать исследования, проанализировать результаты. Например, сейчас многие школьники принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах, мониторингах проверки знаний. И в школы приходят результаты. И психолог на основании этих результатов должен дать рекомендации педагогам и родителям для того, чтобы какие-то ситуации развивались, а какие-то - предотвращалась или уменьшались.

Далее идет диагностика. Дело в том, что психологов часто обвиняют в избыточной диагностике. Мы проводили исследование несколько лет назад, накануне модернизации психологической службы, и действительно увидели, что большинство психологов, прикрываясь тестами, говорят, что они проводят какую-то массовую работу. Диагностика нужна в определённых случаях, чтобы выяснить причину того или иного отклонения в развитии и поведении. Это не центральное направление работы психологической службы. То есть тестирование проводят только в том случае, если нужно более детально изучить проблему.

И последнее направление – новое, его раньше в направлениях деятельности психолога не было. Это психологическое сопровождение экспертизы и проектирования образовательных учреждений. Далеко не все занимались им. Заключается в большей степени в том, что перед образовательным учреждением сегодня стоит задача реализовать ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты – прим. ред.).

Во ФГОСах описаны требования к содержанию основной образовательной программы, которая должна быть разработана в каждой образовательной организации и включать в себя:

- программу формирования и развития универсальных учебных действий;

- программу отдельных учебных предметов;

- программу воспитания и социализации;

- программу коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

В результате обучения у каждого ребенка должны быть развиты 3 вида образовательных результатов: предметные, метапредметные и личностные. Реализация первых двух программ способствует развитию предметных и метапредметных результатов – чем лучше развиты универсальные учебные действия, тем успешнее ребёнок учится. Но этого порой недостаточно, чтобы быть успешным и социализированным в обществе, воспитанным, грамотным и так далее. И вот перед психологической службой на сегодняшний день стоит задача помочь образовательной организации осознать её ресурсы, проанализировать, что есть на сегодняшний день, и создать развивающую среду для ребёнка. То есть недостаточно только занятий психолога по развитию. На сколько классов его хватит, если даже только этим заниматься? Намного эффективнее вместе с педагогами разрабатывать типовые задачи: чтобы педагоги на уроках создавали развивающую ситуацию для каждого ребенка. Будут выявляться способности, возможности каждого ребёнка, будут создаваться индивидуальные маршруты – не только образовательные, но и вообще маршруты развития: может, кому-то нужно обратиться в психологический центр, кому-то нужны занятия с логопедом, кому-то – медицинская поддержка, кому-то – социальная поддержка семьи. Именно это сообщество и психологических, и педагогических работников поможет создать, как это во ФГОСе называется, психолого-педагогические условия реализации ФГОС. Мы считаем, что это основной пункт во ФГОСе, в котором обозначена работа современного психолога. Там тоже указано, что он должен заниматься экспертизой среды, выявлять, насколько она сегодня развивающая для конкретного ребёнка и давать рекомендации, чтобы она таковой стала, если она вдруг такой ещё не является. То есть акцент делается на совместной работе, совместном поиске и совместной реализации задач.


http://www.portal-slovo.ru/topic/47812.php


 

Просмотров: 580 | Добавил: Венера | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]