Главная » Статьи » Мои статьи |
Буллинг-школьная травля. Кто виноват? Что делать?
Цель:раскрыть причины школьной травли среди школьников; обсудить и определить пути решения проблемы; дать рекомендации учащимся, родителям, педагогам. Необходимые материалы: видеопроектор, экран, маркеры, листы ватмана, листы бумаги А4. Участники: учащиеся 8-11-х классов, учителя, родители. Количество участников: 40-50 человек.
Ход занятия.
Почти в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу — настолько частым, жестоко проявляемым м приводящим к тяжёлым последствиям становится это явление. Школьная травля стала ещё более жестокой из-за того, что её сцены теперь записываются на видео и распространяются по школе и в интернете.. по данным зарубежных и отечественных психологов на 2012 год до 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55%-эпизодически подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами травли. Хочу зачитать лишь несколько проблем, с которыми обращаются к психологам. Ученица 7-го класса: «я не понимаю, почему со мной в классе никто не хочет дружить. Надо мной постоянно смеются, обзывают». Классный руководитель 6-го класса: «В моём классе учится мальчик, который постоянно становится объектом насмешек. Я как классный руководитель пытаюсь этому противодействовать, но ничего не получается». Мама семиклассницы: «Испытываю постоянную тревогу за дочку, когда она идёт в школу. Возвращается домой то в слезах, то с изорванными учебниками, то в грязной одежде».
Я обращаюсь к выпускникам: кто из вас хотя бы однажды наблюдал сцены травли в школе? Кто сам подвергался насилию? (Ответы учащихся). Сегодня нам предстоит разобраться: 1. почему в школе некоторые ребята становятся объектом жестокого обращения со стороны сверстников, кто в этом виноват? 2. могут ли повлиять на ситуацию школьной травли родители и учителя и как? 3. что делать самому объекту травли в подобной ситуации?
Слайд 2. Итак, школьная травля, или буллинг (от англ.-запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребёнка со стороны группы одноклассников), - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данный момент ситуации человеку. Слайд 3. выделяют различные виды травли:
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться долго, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Слайд 4. Психологические особенности участников школьной травли. Для психологического анализа буллинга важно рассмотреть такие психологические роли какпреследователь(обидчик), жертва, спаситель. Эти роли в своё время были введены психологом Карпманом для прояснения драматических ситуаций в общении между людьми. Есть ещё одна группа — наблюдатели, как правило явно они не включены в ситуацию.
(учащиеся в группах обсуждают 3-5 минут. В качестве опоры — список качеств характера, которые могут быть свойственны «жертве»). Участники высказываются. На доске выделяются индивидуальные особенности потенциальной жертвы буллинга. Учителя-эксперты и родители могут сделать дополнения.
(Участники работают в группах 5 мин. Затем озвучивают результат). Комментарий ведущего. Во-первых, это дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над слабыми в школе. Во-вторых, обидчиками становятся те, кто стремится к лидерству, кто не может самоутвердиться в школе социально-приемлемыми способами, например, за счёт учёбы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллективе. В-третьих, это дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобизма. Справка: снобизм- заносчивое поведение человека, уверенного в своём интеллектуальном (или другом)превосходстве; ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, восприятие чужого как непонятного, не постежимого, а потому опасного и враждебного; шовинизм — крайняя агрессивная форма национализма; проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций. Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера. Очень важно отметить роль самой ситуации, когда не агрессивные и послушные дети становятся настоящими преследователями, сами не осознавая своей новой роли.
Кто становится спасателем? (Обсуждение в группах 3-5 минут. Затем озвучивают результат). Комментарии ведущего. Иногда кто-то из одноклассников берёт на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, т. к. спасатель начинает испытывать не себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации. Спасатели — это уверенные в себе, с достаточно высокой самооценкой, смелые, по натуре адвокаты.
(желающие высказываются без предварительного обсуждения). 11. Ведущий: Как вы думаете, каковы возможные последствия школьной травли? По высказыванию норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребёнка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причём эти трудности могут проявиться даже в зрелом возрасте. Сами обидчики часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, т. к. привыкают самоутверждаться за счёт других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергаются изменению — у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.
(Участники обсуждают. Затем каждая группа представляет совместное решение. Учителя-эксперты дополняют).
(Учащиеся делают рисунки на плакатах, призывы, и комментируют их). Слайд 8. Скажи буллингу «Нет!» очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Спасибо всем за участие. Источник: https://infourok.ru/bullingkto-vinovat-chto-delat-841830.html | |
Просмотров: 348 | Рейтинг: 5.0/1 |