Главная » Статьи » Мои статьи

Дошкольники. Половое воспитание . Психология и воспитание.
Дети могут интересоваться, почему половые органы имеют разное строение. Следует объяснить им, что органы для мочеиспускания устроены по-разному потому, что мальчики и девочки не должны быть одинаковыми.

Если в семье есть грудной ребенок, то дети видят половое сходство или различие и воспринимают это как должное. Желательно, чтобы они присутствовали при раздевании или купании ребенка.

 
У дошкольников половое ощущение могут вызвать поцелуи, особенно в губы. Часто родители целуют маленьких детей в губы и другие части тела. Это может привести к нежелательным последствиям. У ребенка много «пунктов» для поцелуев, но взрослые почему-то стремятся его поцеловать в губы. Так, девочка четырех лет на вопрос, кто из родных ей больше всего нравится, ответила: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Маленькая девочка уже определяет вкус поцелуев. Поэтому следует запретить поцелуи в губы.

Во время бесед и лекций для родителей приходится часто слышать: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?

Действительно, приходит время, когда подросшие ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа На вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не то, как он появился на свет. Ребенок хочет узнать, откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, Толя поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путанно, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки». Дело в том, что накануне этой домашней беседы в дошкольном учреждении читали рассказ Чеслава Янчарского «Мишка Ушастик в детском саду».

Вопросы, которые задают дети, чаще всего – проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Малыш слышит, что у соседки родился ребенок, видит, как и его собственная мать шьет распашонки или пеленки для будущего братика или сестрички, упоминание о которых он улавливает в беседе взрослых между собой. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверхособого интереса к половым вопросам нет.

Ребята замечают изменение фигуры матери. Так, пятилетний Миша заявляет: «Мамочка, какая ты стала толстая!» Мать правильно ответила: «Скоро у тебя будет маленький братик или сестричка. Сейчас он растет у меня в животике, а как вырастет, родится». Ответ удовлетворил мальчика, и он с нетерпением стал ждать появления маленького ребенка.

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу. Этот ответ достигнет цели: ведь малыш слышал из разговоров взрослых, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.

  При объяснении нужно идти от известного к неизвестному. Например, легче объяснить рождение ребенка сельскому мальчику или девочке: ведь они бывают свидетелями, как вылупливаются цыплята, как кошка «окотилась» и т. д. Городскому ребенку труднее объяснить это.

Немецкий ученый Гунтер Фейстель привел такой пример разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу – высиживание птенцов птицами, потом – семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц вылупливаются?» Отец объяснил: «Крольчата такие маленькие, что живут сперва в теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучит вопрос: сам-то он не помнит, как появился на свет. «Конечно не помнишь! Ты был совсем маленький, несмышленыш. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.

Часто ребенок верит, что его нашли в капусте, затем и сам продолжает долго искать кого-либо в капусте.

На вопрос дочери «Откуда я появилась?» мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать, обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом… Девочка долго переживала родительский обман.

Еще пример. На вопрос одиннадцатилетней Тамары «Откуда я появилась?» мать дала правильный ответ. Но когда последовал вопрос: «А как же ребенок на свет появляется?» – женщина не нашла нужных слов и сказала, что ребенка извлекают путем оперативного вмешательства. Девочка побледнела, сильно задумалась. Тогда мать добавила: «А вообще, в большинстве случаев обходится без оперативного вмешательства: развязывается материнский пупок, и ребенок появляется на свет». Тамара облегченно вздохнула и верила словам матери до 14 лет. И когда школьные подруги старались ее разубедить,- это не помогло. Ведь ее мама никогда не обманывала. Поэтому, узнав истину, девочка почувствовала большую обиду на мать.

 Ответы взрослых должны быть простыми и естественными. При этом родителям надо реагировать на вопросы детей так, чтобы прежде всего исключить всякое собственное удивление и смущение, а также строгость и возмущение. Ответы и пояснения, которых ждут дети, должны исходить из естественных законов природы и ни в коем случае им не противоречить. Эти ответы должны быть краткими, четкими, не касающимися деталей, а только существа вопроса.

У дошкольников может возникнуть вопрос о роли отца в появлении ребенка. Можно дать такой ответ: «Ребенок в животе у мамы появляется тогда, когда родители живут дружно, заботятся друг о друге и по-настоящему любят друг друга». Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в журвале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает расти – пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда, когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».

Беседуя на подобные темы, можно добавить: «Об этом следует говорить только в своей семье». Эта общая тайна еще больше сблизит детей и родителей.

Уже в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка заботиться о своем здоровье: соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, питаться, больше бывать на свежем воздухе. Дошкольников необходимо обучать гигиеническим навыкам: уходу за телом, умению подмываться, регулярному мочеиспусканию, дефекации и др. В дошкольном возрасте важно проводить туалет наружных половых органов, не фиксируя на этой процедуре внимание ребенка – она должна восприниматься столь же естественно, как, допустим, мытье ушей, рук, чистка зубов.
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (20.02.2013)
Просмотров: 678 | Рейтинг: 5.0/2