Главная » Статьи » Мои статьи

МАЛЕНЬКИЕ ЧИТАТЕЛИ
Одних детей от книги за уши не оттащишь, а других, наоборот, чуть ли не с ремнем приходится заставлять читать. И если родители маленьких читателей в принципе не возражают против того, чтобы их отпрыски проводили за книгами большую часть свободного времени, то те, чьи дети напрочь отказываются дружить с печатной продукцией, разумеется, переживают. Неудивительно: нечитающие малыши хуже учатся, плохо запоминают информацию, речь их более скудна. Как же приучить ребенка к чтению?
ЛЮБОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

Прежде всего, товарищи родители, взгляните на себя со стороны: а сами-то вы дружите с книгами? Ведь если ребенок с первых лет жизни видит, что папа с мамой, дедушка с бабушкой постоянно читают, то и дело покупают новые книги, обмениваются ими с соседями и друзьями, в его сознании прочно закрепится стереотип: книжка -- это что-то интересное. А если вы предпочитаете смотреть телевизор, неудивительно, что у ребенка изначально не появится интерес к книжке. Ведь дети неосознанно копируют модели поведения родителей.
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА

Нередко ребенка заставляют читать книги, которые папу с мамой никогда бы не заинтересовали. Например, сейчас в моде "Гарри Поттер", вот родители и покупают чаду книжки про юного разгильдяя-волшебника. А ему не интересно; ведь он видит, с каким пренебрежением они относятся к этому "роману всех времен и народов". Да еще и ворчат при этом - мол, в наше время книги были интереснее. Или папа с мамой терпеть не могут стихов, а сына (дочку) заставляют читать Пушкина - как же, классика!
Вспомните, над чем вы смеялись и плакали в детстве - и дайте ребенку почитать эти книги. А еще лучше - читайте их по очереди.
ОТ ПРОТИВНОГО

Существует определенный процент детей-нонконформистов, которые сознательно стремятся нарушать запреты. С такими лучше всего "проходит" следующая тактика: дайте чаду книжку, а потом, словно спохватившись, отберите и скажите: "Тебе еще рано такое читать! Многого не поймешь!". Будьте уверены: юный упрямец непременно прочтет эту книгу, причем в кратчайшие сроки!
КОМИКСЫ - ВОН!

Некоторые, с позволения сказать, психологи рекомендуют приучать детей к чтению... с помощь комиксов. Мол, яркие картинки и моментальное "схватывание" сюжета побудят ребенка читать подписи под картинками и, таким образом, привьют вкус к литературе. Это в корне неверно! Мозг малыша легче воспринимает видеоряд, нежели текстовую информацию. И чем более яркий этот видеоряд, чем чаще "мелькание картинок" (вот почему дети так любят телевизор, особенно музыкальные и рекламные клипы), тем быстрее и сильнее мозг "подсаживается" на подобное чтиво. Начав знакомить ребенка с литературой при помощи комиксов, вы рискуете на всю жизнь привить ему отвращение к чтению.
Помните! "Книжки с картинками", в которых на одну иллюстрацию приходится три строчки текста, допустимы только для детей до 2-3 лет (их надо читать малышу так, чтобы он все время видел изображение); до 4-5 лет соотношение иллюстраций и текста должно быть примерно 1:1, а после 5 лет относительная норма - одна иллюстрация на несколько страниц.
УЖ БОЛЬНО МУДРЕНЫЕ СЛОВА...

Все дети по типу восприятия информации делятся на три группы: визуалы, аудиты и кинестатики. Для первых главное - визуальные образы, к тому же им легко представить все, что угодно. Вторые лучше всего улавливают все на слух; им важно не столько увидеть, сколько услышать. А третьи скорее воспримут все новое на ощупь, им необходимы тактильные (осязательные) ощущения. Разницу в восприятии заметить очень легко: визуал обычно спокоен, ему достаточно того, что он видит, аудит не закрывает рта, постоянно "доставая" всех вопросами и разговорами, а кинестатик норовит ко всему прикоснуться (строго говоря, у детей почти всегда присутствуют все три типа восприятия, но какой-то один выражен гораздо ярче).
ПРИУЧАТЬ К ЧТЕНИЮ ВИЗУАЛА, АУДИТА И КИНЕСТАТИКА НУЖНО ПО-РАЗНОМУ.

- С визуалом обычно хлопот никаких: он рано начинает читать и "дружит с книгой" всю жизнь. Давайте ему слушать записи сказок, и он сам все представит, а потом потянется за книгой, чтобы прочитать то, о чем слышал.
- Аудиту надо как можно больше читать вслух (именно читать, а не рассказывать сказки и не давать слушать аудиозаписи), чтобы он подсознательно соотносил все "интересненькое" с книгой.
- Приучить к книгам кинестатика сложнее всего. Лучше всего это делать через игру: например, игрушечные медвежонок и поросенок идут в гости к игрушечному кролику. И только после этого прочтите ему сказку про Винни-Пуха.
Марина ЛЬВОВА, психолог
СОВЕТЫ ОКУЛИСТА:

- Во время чтения книга должна находиться на расстоянии примерно 40 см от глаз, желательно перпендикулярно линии взгляда.
- Оптимальная длина строки - 10-15 см. Более длинные или короткие строчки хуже воспринимаются детским глазом.
- Не позволяйте ребенку читать в транспорте: постоянная тряска заставляет глазные мышцы перенапрягаться.
- Ребенок до 7-8 лет не должен проводить за книгой более часа подряд.

Источник: http://www.oracle-today.ru/articles/28532/
Категория: Мои статьи | Добавил: светлячек (06.03.2012)
Просмотров: 458 | Рейтинг: 5.0/4