Главная » Статьи » Мои статьи

Л.А. Соколова. МБОУ «ОСОШ№4» «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ» (информация к педсовету)

МБОУ «ОСОШ№4»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»

(информация к педсовету)

                                                                                   Педагог- психолог

                                                                 Соколова Л.А.      

 

2016год

                                                                                                   Г. Пермь

 

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ»

Хороший педагог —
 прежде всего психолог!

 

    Убедительнее и красноречивее чем эпиграф, о важности данной темы сказать трудно, то есть учитель, в первую очередь, должен отлично владеть психологией, а уже потом быть хорошим предметником.
  По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье — это единство  физического, психологического и духовно-нравственного здоровья человека.
  Актуальность темы «здоровьесбережение» очевидна: здоровье нации оставляет желать лучшего; здоровье школьников вызывает особую тревогу! И вся печальность ситуации усугубляется тем, что мы — педагоги причастны к этому. По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

В МБОУ "ОСОШ№4" формирование навыков здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения, привлечение детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом являются сегодня первоочередными задачами, которые реализуются через различные формы, виды и направления работы.

 

1 План работы школы,где предусмотрена работа служб и педагогов по формированию ЗОЖ,

Планы по профилактике отклонений в психологическом здоровье и поведении

Планы воспитательной и профориентационной ,предпрофильной подготовки.

2 ОБЖ и физкультура, НВП

3.Индивидуальная и групповая работа со всеми учащимися ВСЕМИ ПЕДАГОГАМИ.

4 Охват горячим питанием школьников составил в 2016 году в  78 %.

5. летняя оздоровительная кампания. В ходе оздоровительной кампании 2016 года предполагается оздоровить более __58_%_____ подростков.

6.разные формы и виды образования с учетом возможностей и потребностей обучающихся.

В результате, в школе формируется Здоровая образовательная среда - внимание созданию условий наибольшего благоприятствования для развития личности с навыками здорового образа жизни в здоровом коллективе, здоровой окружающей обстановке.

недавно это высоко оценили:

-районное совещание завучей-февраль2016

-краевая конференция--СПС-февраль2016

-пр. проверка--25марта 2016

(Анализ итогов)----отдельный текст.


 Человечеством движут противоречия. В философии, а точнее, в диалектике есть три всеобщих закона, так называемые диалектико — материалистические закономерности мира. Один из них — закон единства и борьбы противоположностей.
  Одно из противоречий, которое движет учителем — это противоречие между желанием достичь высоких результатов обучения и ограниченными возможностями психических ресурсов школьника. Учитель умело должен сочетать высокие требования к учащимся с принципом «Не навреди». Стараться помнить об одном из правил диалектики — правиле «золотой середины».
  Педагог в своей работе должен учитывать особенности протекания психических процессов, психических свойств и индивидуально — психологические особенности школьников.
  Не случайно в ВУЗе нам преподавали общую психологию и возрастную психологию.  Чтобы Вы могли проследить логику моего выступления, позвольте напомнить Вам, что же изучает наука психология.

Психические процессы

Индивидуально — психические
свойства

ощущения

Интересы

восприятия

Способности

внимание

Темперамент

память

Характер

мышление

 

речь

 

воображение

 

чувства

 

воля

 

 

 

 


  В психологии разработаны методики успешно компенсирующие дефекты памяти, внимания, некоторые формы интеллектуальных отклонений. Это поле деятельности для школьного психолога.
   Я бы хотела акцентировать ваше внимание на чувственно — волевой сфере учащегося. Мне кажется крайне важным, с какими чувствами ребенок сотрудничает с нами. Эмоциональный фон урока следует учитывать в своей работе по двум причинам:
 - во-первых, положительные эмоции благотворно влияют на здоровье вообще и на психическое здоровье в особенности; и  - во-вторых, придают знаниям особую устойчивость. Знания никогда не бывают «холодными».
  К чему приводят постоянные отрицательные эмоции?
Накоплено немало данных показывающих, что в основе многих детских неврозов лежат длительные отрицательные эмоциональные состояния. Другая причина возникновения невротических состояний — общая слабость детской нервной системы, несогласованность процессов возбуждения и торможения. А именно неврозы - «поставщики» самых разнообразных заболеваний: сердечно - сосудистых, экземы, иммунодефицита,  гастроэнтерологических заболеваний, дефицита массы тела.
  Четко вырисовывается причинно — следственная связь:  длительные отрицательные эмоции -  стрессы -  неврозы - соматические заболевания.

1) Среди заболеваний лидируют функциональные нарушения ЦНС, болен каждый десятый ребенок.
2) С возрастом  в 10 раз увеличивается процент заболевания вегето-сосудистой дистонией.
3) Общий процент данных заболеваний возрастает с 16% в начальной школе до 35% в старшей школе.

Разумеется, что в этом виновата не только школа. Плохая экология, неправильное питание, недостаток физической активности также подрывают здоровье школьников.
   Невроз трактуется как функциональное нарушение психической деятельности.
Первые признаки невроза — повышенная утомляемость, сонливость, нерешительность, иногда, наоборот, раздражительность, взрывчатость. Часто, именно учитель советует родителям обратиться к невропатологу. В домашней обстановке, где психические нагрузки не столь велики, ребенок уравновешен, спокоен и родители не замечают отклонений. признаки невроза — повышенная утомляемость, сонливость, нерешительность, иногда, наоборот, раздражительность, взрывчатость
    Физиология неврозов.
  Современные исследования показывают, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых глубинных образований головного мозга. Особо важная роль в этом отношении принадлежит гипоталамусу. Именно здесь располагаются центры агрессии, страха, голода, жажды.
  Но возникшее эмоциональное возбуждение начинает распространяться и на другие отделы головного мозга вплоть до коры больших полушарий. При этом следует отметить, что внутри головного мозга есть много замкнутых кольцевых путей, по которым эмоциональный разряд может циркулировать длительное время. Вот здесь и кроется опасность длительных эмоциональных переживаний.
  Мы неумышленно обидели ученика, сказав неприятное слово или занизив оценку, и забыли об этом. А ученик еще долго может переживать эту ситуацию.
   Можно использовать в своей практике прием «авансирования оценки». Вижу, что ребенок старался, готовился, но не дотягивает до «четверки», ставлю ему «четыре». Есть категория учащихся, которые как - бы они не старались, никогда не будут иметь оценку «четыре». Но ведь эти дети тоже должны испытывать положительные эмоции. Советую родителям, чтобы нашли для ребенка какое-то занятие по душе, где он будет получать радость, удовлетворение от своей деятельности. Ведь чаще всего, именно эти ученики, попадают в категорию риска по причине нашей психологической безграмотности и элементарного равнодушия!
   Есть смысл остановиться подробно на причинах стресса.
Среди многочисленных эмоций, способных нанести вред здоровью, особого внимания заслуживает эмоция страха. Многие  дети, на уроке находятся в состоянии страха. Они боятся выходить к доске, рассуждать, возражать, боятся быть непонятыми одноклассниками, учителем.
  В этих классах  часто использую прием, так называемой, беседы по душам: ученик садится со мной на последнюю парту и отвечает на мои вопросы или рассказывает содержание домашней темы. Иногда приходиться жертвовать успеваемостью ребенка ради сохранения его здоровья.
   Ведущий фактор стресса -  авторитарный стиль   преподавания.
 Школьники в данном случае полностью отстранены от процесса творческого обучения и проявления инициативы. Централизация власти педагога предполагает движение информационных потоков снизу вверх до уровня принятия решения. Ученическая деятельность  строится на жестком регламентировании исполнения поставленных целей, а ученик рассматривается как часть механизма, обеспечивающего выполнение преподавателем учебного плана по предмету. Авторитаризм не требует высокого профессионализма в области непосредственного направления деятельности.     Авторитаризм обеспечивает высокую исполнительскую дисциплину, позволяет быстро получить результат. Его достижение не требует развивающего обучения.
  В своей деятельности предпочтительно использовать демократический стиль общения.  В этом стиле  импонирует то, что школьники активно вовлечены в процесс обучения, идет  интенсивное двухстороннее общение, учитывается их мнение. С учениками складываются дружеские, доверительные отношения. Но чтобы урок не превращался в базар,  действуют несколько правил. Эти правила,  вырабатываются на первых уроках, в сентябре. Если ученик нарушает правила, напомнить ему, что мы договорились — как строим отношения, а договор нужно соблюдать.
 Это не всегда приводят к желаемому результату, особенно для детей, которые не хотят учиться. Чаще всего такие ситуации возникают с подростками в 8 -9 классах.
 В таких ситуациях на помощь приходит индивидуальный подход.
   Другой, не менее важной причиной стрессовых ситуаций на уроке является недостаточное  использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.
  В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
 Стараться находить поводы и причины для радости. Считаю, что для учителя важно уметь восхищаться  своими учениками (и самими собой!), искренне и умело, находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения.
 Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики.
  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток делает урок позитивным.
  Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.
   Еще одна причина - отсутствие индивидуального и возрастного подхода к учащимся.
Отстранение от учебы — одна из защитных реакций нервной системы от перегрузок, во-первых, и отрицательных эмоций во-вторых.
Не вызывает сомнений, что обучение в 5-6 классах во многом отличается от такового в 8-9.

Особенно быть внимательной к детям из неблагополучных семей, где часто бывают конфликты и не всегда есть возможность подготовить домашнее задание. В таких ситуациях действует правило: не подготовился к уроку — предупреди учителя до начала урока.
Особо  опасны психологические травмы для учащихся, обучающихся в коррекционных классах. Наложение психической нагрузки на проблемы соматического здоровья приводит к еще большим осложнениям. Есть множество специальных упражнений снимающих негативные эмоции. Например, упражнение «Чистые окна». Выполняется в паре. Участники поворачиваются друг к другу и разыгрывают сценку мытья окна.  При  этом в их задачу входит угадывание движений друг друга и выполнение мытья воображаемого окна синхронно. Лучше если при этом звучит музыка. Участники между собой не общаются. Затем они обмениваются мнением по выполняемому заданию и рассказывают о тех трудностях, с которыми они столкнулись.
  Понимая, что отсутствие  мотивации процесса познания также играет негативную роль. Стараться не только в начале урока объяснить учащимся — зачем мы вместе собрались, но и по ходу урока напомнить о наших целях и промежуточных результатах.   Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность — это половина успеха.
   Все эти причины можно рассматривать как недостаточную психологическую культуру учебно-воспитательного процесса.
 Наряду с вышеизложенным, имеются и другие факторы, негативно воздействующие на психику подрастающей личности:

- перегруженные учебные программы;
- несовершенство учебных программ и образовательных технологий;
- интенсификация учебного процесса;
- недостаток двигательной активности;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора);
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- неблагополучное состояние здоровья педагогов, в том числе и психического.


Рекомендации по снижению эмоциональной тревожности учащихся:

 - предъявляйте четкие требования по большинству аспектов процесса обучения;
 - оптимизируйте объем домашних заданий;
 - избегайте конфликтных ситуаций на уроке, не поддавайтесь на провокации отдельных учащихся;
 - перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
 - самый приятный звук для человека – это его имя;
 - помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
 - не сравнивайте успехи отдельных учащихся;
 - если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть;
 - если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
 - если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

  Считаю, что к результатам успешной деятельности педагога можно отнести — отношение ученика к учителю, любовь к предмету. Если дети постоянно выбирают в качестве переводного экзамена ваш предмет, думаю, что они хорошо относятся к учителю и любят этот предмет.
 Умелое сочетание требований с особенностями психологии школьника и есть одна из главных граней педагогического профессионализма.

 

 


http://donsosh20.ru/index/0-146

 
get_file.php?upid=4441&idb=98020516&fn=ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ+АСПЕКТЫ+ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.doc

 

Литература

1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей « Тандем»,1997.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь : Пособие для учителя. 3-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2001.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.– М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
6. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Источник: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/643-psycholog
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (27.03.2016)
Просмотров: 376 | Теги: здоровьесбережение, школа, психолог, педсовет, интересно, психолог в школе | Рейтинг: 5.0/1