Главная » Статьи » Мои статьи

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Один из самых полезных уроков для ребенка — знакомство с окружающим миром. Причем проводить такие уроки мамы и папы должны регулярно, и начинать это делать нужно как можно раньше. Задолго до того, как у малыша появится первый портфель и пенал.
Как мы воспринимаем окружающий мир? Одинаково ли мы его чувствуем и видим? Если все люди разные, то, может быть, мы по-разному воспринимаем окружающую реальность? Мир вокруг нас такой огромный, в нем столько звуков, цветов, запахов, ощущений, объектов живых и неживых. Как научить ребенка воспринимать все это многообразие при помощи всего пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
КАНАЛЫ ЗНАКОМСТВА С МИРОМ

Замечать абсолютно все вокруг себя мы просто не в состоянии. В каждый момент времени наше сознание фиксирует лишь часть окружающего мира, а на остальное мы не обращаем внимания.
Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира, назовем его канал. То есть, то, что попадает в наш мозг через этот канал, мы лучше всего знаем, легче воспринимаем.
Таких каналов существует всего три: визуальный (зрительный), через него приходит к нам то, что можно видеть глазами (цвета, картинки, образы), аудиальный (слуховой) — по нему приходят к нам разнообразные звуки, и кинестетический, от греческого «кинес» — «тело», то есть канал, пропускающий вкус, запах, прикосновения.
А ТЫ ЧТО ВИДИШЬ?

У каждого человека свой наиболее удобный для него способ восприятия мира: одни больше любят смотреть, другие — слушать, третьи вдыхать ароматы и трогать руками. А третьи — тянут все в рот. Хотя в разных ситуациях каждый из нас пользуется всеми каналами, но один обычно — самый важный.
Если хотите, ваш любимый канал восприятия и канал вашего ребенка можно определить с помощью простенького упражнения: сядьте рядом и по очереди быстро называйте друг другу слова, которые вызовут у вас определенные ассоциации. Например: «море» — «звук прибоя, грохот волн, шуршание гальки» или «запах воды, горячий песок, соленый вкус». Так вы поймете, каким способом ваш малыш в основном видит мир, а значит, вам легче будет говорить на одном языке.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ВОСПРИЯТИЯ

Дети-визуалы в своей речи часто употребляют слова, связанные со зрением: смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите. Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием: голос, послушайте, молчаливый, тишина, беззвучный. Словарь ребенка-кинестетика богат словами, описывающими ощущения: мягкий, теплый, шелковистый, ароматный, гладкий.
Даже по направлению взгляда ребенка можно судить о том, каков его основной канал восприятия. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у тех, чей канал слух (аудиалы), — по средней линии, у кинестетиков — чаще вниз. Кстати, последним вообще трудно концентрировать внимание, их легко отвлечь чем угодно — звуком, дуновением ветра, прикосновением, а вот визуалу шум практически не мешает.
Визуал отлично помнит то, что видел, так как запоминает картинами. Аудиал запоминает, слушая. Порой, не глядя вокруг, потому такие дети часто могут в подробностях рассказать, о чем шла речь в гостях у приятеля, но не помнят, какие там были игрушки. Кинестетик помнит общее впечатление — может вспомнить какой-то забытый эпизод, случайно наткнувшись на какую-то вещь.
ЗАПИШИТЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

Эту фразу часто произносит учитель в классе, записывая задание на доске. Говорят, в детстве её люто ненавидел певец Александр Буйнов. Хотя, это отступление, вернёмся к теме. Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано. Ребенок-аудиал обязательно переспросит у соседа и запишет со слуха. Они, кстати, частенько вообще не пишут задание, предпочитая узнать о нем у одноклассника по телефону. Кинестетик обычно действует так: находит нужные учебники, в них загибает заданные страницы или кладет закладку.
Очень по-разному ведут себя дети и на перемене: визуал чаще всего остается в классе, а если выходит в коридор, то спокойно рассматривает информацию на стенах, наблюдает за товарищами. Аудиал будет кричать, болтать, шуметь всеми возможными способами. А кинестетику главное — подвигаться.
Конечно же, при обучении и воспитании необходимо учитывать особенности детей — их способ восприятия, запоминания, реакции на разные вещи. Например, нужно представлять себе, как ребенка лучше поощрить или наоборот урезонить. Если визуалу достаточно покачать головой, погрозить пальцем или поощрительно улыбнуться, то аудиалу обязательно нужно сказать шепотом «не шуми» или «молодец». А ребенку кинестетику лучше в качестве похвалы или наоборот сдерживающей меры положить руку на плечо.
Например, бессмысленно ребенку-визуалу запрещать рисовать что-то на листке во время объяснения учителя. Это ему даже полезно! Нужно разрешить ему чертить, штриховать, рисовать в процессе запоминания. А вот аудиалу можно даже позволить напевать или слушать плейер, когда он учит урок. Кинестетика нельзя заставлять сидеть неподвижно долгое время — не на пользу это пойдет занятиям! Лучше дать ему возможность встать, походить, попрыгать — так его мозг будет работать лучше.
Почему мы так много говорим об этих тонкостях восприятия? Но ведь от этого будет зависеть ваше взаимопонимание с ребенком. И его взаимопонимание с учителем, который, конечно, должен знать, что с детьми-визуалами следует больше обращать внимание на подбор слов, эпитетов, метафор, а так же использование наглядных пособий. В беседе с аудиалом важнее громкость и тембр голоса, частота пауз, интонации. А с ребенком-кинестетиком большую роль играют жесты, прикосновения, поглаживания по голове.
Разумеется, с возрастом ребенок научится в разных ситуациях пользоваться разными каналами восприятия, и это сделает его жизнь богаче, полнее, объемнее. Но важно помнить, что есть вещи, которые приносят ему больше радости и физического удовольствия, чем вам кажется. А есть такие, что вызывают почти приступы боли, хотя на ваш взгляд — это ничего не значащие пустяки. Учитесь слышать и видеть мир вместе с ребенком, его глазами, чувствовать каждой клеточкой его кожи.
Юлия Чумакова, психолог, кандидат педагогических наук

Источник: http://www.oracle-today.ru/articles/28540/
Категория: Мои статьи | Добавил: светлячек (06.03.2012)
Просмотров: 542 | Рейтинг: 5.0/3