Главная » Статьи » Мои статьи |
модальности восприятия мира
А К КОМУ ВЫ СЕБЯ ОТНЕСЕТЕ?
У каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира — канал восприятия, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов видения мира (каналов) три: — визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы); — аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки); — кинестетический (ощущающий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания). http://old.russ.ru/krug/razbor/20010126.html В психологии XX века появилось понятие модальностей или ведущих репрезентативных систем - визуальной, слуховой, кинестетической (тактильной). У каждого человека какая-то из этих модальностей преобладает; визуал скажет - "яркий образ", а кинестетик - "выпуклый". Так вот, главные герои пушкинского романа принадлежат к разным модальностям. Если взять самые крупные непрерывные фрагменты их прямой речи - письмо Татьяны и письмо Онегина, - это будет особенно ясно (видите - "ясно"; я визуал) видно. Когда-нибудь, возможно, я соберусь и напишу об этом серьезную статью. А пока - просто маркирую территорию. В речи Татьяны преобладает редкая слуховая модальность. Визуальные слова у нее тоже попадаются, но главный упор - на звуках (или их отсутствии). "Сначала я молчать хотела"; "Чтоб только слышать ваши речи, / Вам слово молвить..."; "В душе твой голос раздавался"; "И в мыслях молвила: вот он!"; "...я тебя слыхала, / Ты говорил со мной в тиши"; "Слова надежды мне шепнул" и так далее. В этом контексте и первую строчку ее письма - "Я к вам пишу" - можно воспринять как аудиальную. Пишу - то есть говорю с вами. Модальность Онегина из его письма видна еще отчетливее: Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! И дальше - "В вас искру нежности заметя"; "Нет, поминутно видеть вас"; "Улыбку уст, движенье глаз / Ловить влюбленными глазами"; "Увидит ваш суровый взор"; "Глядеть на вас веселым взглядом" и так далее. Вывод очевиден: Онегин - визуал. А что из этого следует? Ну, например, что Пушкин интуитивно чувствовал психологический феномен, который ученые опишут только лет через сто пятьдесят. Например, что Пушкин гений. Стыдно как-то об этом говорить, но вот упоминавшаяся дискуссия показывает, что очень многие не готовы почувствовать Пушкина, многим его слава мешает жить. Конечно, школа способна отравить что угодно, если не повезет. А может быть, некоторые склонны воспринимать Пушкина, раз уж он наше все, как авторитет, как некое подобие фигуры отца и отрицать его со всей эдиповой страстью. И еще. Когда два человека говорят в разных модальностях, им трудно понять друг друга. Кинестетик не может представить себе "блестящую идею", визуал - "тонкое замечание". Может быть, у Татьяны с Онегиным именно поэтому не сложилось? | |
Просмотров: 1125 | Рейтинг: 5.0/10 |