Главная » Статьи » Мои статьи

Моя невыносимая профессия - психолог.

Моя невыносимая профессия - психолог

От автора: Который день думаю, что не люблю психологов. Странные мысли для психолога?

Моя невыносимая профессия психолог

Который день думаю, что не люблю психологов. Странные мысли для психолога, хотя знаю целый ряд коллег, думающих так же. Мысли эти, в общем-то, просты, и сформулированы еще Александром Галичем: «Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, не бойтесь мора и глада, а бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!" Кто скажет: "Идите, люди, за мной, я вас научу, как надо!" Если психолог не знает, "как надо", может ли он быть профессионалом?

«Профессионализм, как сообщает Википедия, это способность человека систематически, надёжно и эффективно выполнять свою работу в самых разнообразных условиях». Из трех перечисленных параметров – систематически, надежно и эффективно – я могу с уверенностью отнести к себе только первый, два других вызывают вопросы и требуют уточнений.

 «Систематически». Я принимаю пациентов с 2009 года, и на сегодня, в среднем, ко мне приходит 12 – 15 человек в неделю. Если синонимом слова «систематически» является слово «регулярно», то первое требование к профессионалу я выполняю.

 «Надежно». Применительно к профессиональной деятельности, выполнить свою работу «надежно» означает обеспечить достаточно высокое качество исполнения, которое специалист может гарантировать клиенту.

Что могу гарантировать я:

- встречу в специально предназначенном для этого кабинете, которая не превратится в дружескую беседу в кафе

- строгое соблюдение времени встречи – максимум 55 минут

- невозможность физического контакта со мной и довольно большое расстояние между нашими креслами

- строгое соблюдение конфиденциальности разговора.

Кроме этого, я могу дать клиенту так называемые «отрицательные гарантии». Я могу гарантировать отсутствие:

- прямых советов и рекомендаций, как поступить в данной ситуации и как ее изменить

- ответа на вопрос, сколько встреч понадобится, чтобы решить проблему

- ответа на вопросы о моей личной/частной жизни.

Таким образом, я выполняю свою работу надежно, согласно требованиям психоаналитического сеттинга. Но надежность относится не к результату работы, а к условиям ее проведения.

 «Эффективно». Слово «эффективный» означает «действенный, позволяющий достичь желаемого результата». Вот здесь-то и начинаются трудности. Результата, желаемого кем? Кто и какого результата желает в кабинете психолога/психоаналитика? Среднестатистический клиент/пациент, приходящий ко мне впервые, желает того самого, что я перечислила в списке отрицательных гарантий. Он хочет того, что я не могу ему дать и, более того, торжественно обещаю, что не дам.

Приведу запросы некоторых моих пациентов, с которыми они обратились ко мне:

1)      Ж., 26 лет: «Я всегда чувствую, что другой человек главнее меня, и не решаюсь с ним спорить. Скажите, за сколько встреч можно изменить свой характер?»

2)      М., 33 года: «Я женат уже 2 года, но по-прежнему не уверен в своей сексуальной ориентации. Мне нужно мнение специалиста, чтобы принять решение, разводиться или нет».

3)      Ж., 25 лет: «У меня все хорошо в семейной жизни, кроме сексуальных отношений с мужем. Я холодна к нему, но очень хотела бы изменить ситуацию. Сразу подчеркну – я не хочу говорить о детстве, меня волнует только качество секса с моим мужем».

4)      Ж., 31 год: «Я до сих пор не определилась с профессией. Время уходит, а я чувствую, что занимаюсь не тем. Была уже у двух психологов, кроме пустых разговоров – ничего. Я уже всё про себя знаю, но так и не могу понять, чем же мне заниматься. Вы можете мне помочь?»

Первый и третий запрос – это запросы на изменения существующей ситуации, второй и четвертый – на принятие важного решения. Во всех ситуациях люди обращаются к специалисту, так как считают, что у них недостаточно данных (знаний, информации) для самостоятельных действий. Они находят человека, обладающего этими данными, и рассчитывают их у него купить. Выкупить в рассрочку. Например, по 1500 рублей в неделю. Поэтому, конечно, важно знать, сколько недель придется встречаться. Самое интересное начинается, когда они слышат мой первый ответ, общий для всех их запросов: «Боюсь, что я не знаю». Ситуация патовая: я пришел к специалисту с вопросом, относящимся к области его профессиональной компетенции, а он отвечает «не знаю». И что же дальше? Может быть, он что-то предложит взамен? Может быть, он исходит из того, что на самом-то деле мне нужно не то, чего я хочу, а что-то совсем другое? Если да, то что бы это могло быть?

А может ли психолог что-то дать?

Я, действительно, предлагаю им что-то взамен. Действительно, исхожу из того, что людям нужны не данные, а нечто иное. По моему глубокому убеждению, людям, обращающимся к психологу/психоаналитику за помощью, нужно убедиться в том, что специалиста, способного ее оказать, не существует. Как не существует тех недостающих данных, которые, якобы, необходимы для полноты картины. Не существует всемогущего Другого, который знает обо мне больше, чем я сам, и за деньги готов своим знанием поделиться. Тогда, что же, всё обман? И все психологи - шарлатаны? Но шарлатаном является тот, кто осознанно вводит других в заблуждение, с целью извлечения выгоды. Я же на самой первой встрече признаюсь в своем незнании коротко и недвусмысленно. Вопрос вопросов, возникающий в этом месте: почему клиенты после этого не уходят? То есть, иногда, конечно, уходят, но чаще всего остаются. Зачем, если им уже сказано, что то, чего хотят, они здесь не получат? Обычно, в ответ на мое «не знаю», следует встречный вопрос. Он может звучать так:

- А что Вы тогда знаете?

- То есть как? А зачем Вы тогда здесь сидите?

- В смысле? Чего именно Вы не знаете?

- А кто тогда знает?

И я начинаю на эти вопросы отвечать. Открываю, так сказать, обсуждение темы знания в психической жизни.

Для начала спрашиваю, как представляет себе ход консультирования клиент, за что он готов платить и как планирует оценивать эффективность.

Женщина из примера 4 ответила, что я должна подробно расспросить ее о жизни, с первого воспоминания до последнего дня, построить ее психологический портрет, подвергнуть ее тестам по профориентации, и, на основании всех этих процедур, дать четкую рекомендацию, на кого идти учиться.

В ответ я спросила, что будет, если мой выбор ей не понравится? Она ответила, что это будет значить, что я такой же никудышный психолог, как двое других, от которых она уже ушла.

То есть, спросила я, критерием эффективности моей работы в данном случае будет Ваша эмоциональная оценка?

В каком смысле? – спросила она.

В том смысле, что предложенная мной профессия будет оцениваться Вами по шкале «нравится – не нравится», что одновременно будет соответствовать шкале «правильно – неправильно».

А как еще можно оценивать эффективность? – спросила она.

И мы обе задумались. И думаем до сих пор, уже второй год еженедельных встреч, во время которых она лежит на кушетке и говорит, а я сижу, отмечаю в тетрадке последовательность тем, которые она затрагивает, отдельные фразы, слова, и изредка вставляю вопрос или комментарий. Мы давно ушли от того первого запроса и не сформулировали новый. Иногда я спрашиваю ее: «Зачем Вы ходите сюда?» Она отвечает: «Сама не очень понимаю, но мне это важно». Время от времени я задаю этот вопрос почти всем своим пациентам. Задаю, потому что он мучает меня. Потому что меня мучает неопределенность и размытость нашего движения, непонятность этих самых критериев эффективности, а иногда прямо-таки накрывает презрение к собственному непрофессионализму. Что я, в самом деле, знаю? Зачем я здесь сижу? Кому и чем я смогла по-настоящему помочь? Вот некоторые ответы, которые я получила от своих пациентов:

- Только здесь я могу говорить так, чтобы это меня саму зацепило.

- Вы так слушаете, что я сам начинаю верить, что то, что я говорю, имеет смысл.

- Понятия не имею, но живу от сессии до сессии.

- Потому что здесь – единственное место в моей жизни, которое существует лично, специально для меня.

- Живым себя здесь чувствую, вот и хожу.

- Потому что Ваши вопросы дают возможность увидеть ситуацию с разных точек зрения, расширить свой диапазон видения.

- Потому что походы к Вам – мой «секретик», о котором никто не знает, и оттого, что он есть, я чувствую себя важной.

Найти смысл, почувствовать себя живым, значимым и важным – ради этого люди согласны отказаться от готовых ответов, советов и рекомендаций. Но может ли это быть критерием эффективности, если они же, порой, говорят совсем другое:

- Не понимаю, зачем я хожу сюда четвертый год? В моей жизни за это время ничего не изменилось. Ни одна из тех проблем, с которыми я пришла, с места не сдвинулась. То, что в моей жизни появился психоанализ, это единственное изменение и есть. Не очень оптимистично, Вам не кажется?

- Мой муж и мама считают, что у меня от Вас зависимость, и хотят прийти к Вам на прием, посмотреть, что Вы тут со мной делаете. Вы с ними поговорите, пожалуйста, потому что мне уже тоже кажется, что это зависимость.

- Говорим, говорим второй год, а ничего не меняется. Кажется, уже всё-всё о себе знаю, а изменить всё равно ничего не могу. Лучше бы не знала ничего, как раньше, честное слово.

- Я лучше похожу на медитации/к коучу/к астропсихологу – говорят, там быстрый эффект можно получить.

- Я тут посчитала деньги, которые потратила на Вас за год – приличная получилась сумма. Могла бы на полноценный отпуск потратить. У нас неравные отношения, Вы не находите? Я Вам гарантирую своевременную оплату, а Вы мне – только свое присутствие. Удобная у Вас профессия – сиди, слушай, ничего не делай.

Мы обсуждаем эти реплики и сравниваем их с другими, приведенными выше. Потом эти люди приходят снова, и я снова мысленно или вслух удивляюсь, что они продолжают ходить, а я продолжаю сидеть и справляться с их восхищением и разочарованием, с их идеализацией и обесцениванием, стараясь не заражаться ни тем и ни другим. Стараясь принять свое собственное глобальное разочарование, что мне никогда не стать таким специалистом, как моя мама-стоматолог, которая как раз может всё то, чего не могу я. Посмотреть зуб, оценить его состояние, назвать предположительные стоимость и объем работы с большой степенью точности. Когда мои пациенты, сердясь на меня и напсихоанализ, говорят, что мне легко тут сидеть и ничего не делать, они ошибаются.

Сидеть и ничего не делать ужасно тяжело. Все время хочется начать что-то делать. Научить всех правильно жить, раздать домашние задания и строго требовать их выполенения. Устроить из психоаналитической сессии тренинг "Найди смысл жизни за три часа" и стать великим гуру. Пойти еще на какие-нибудь курсы повышения квалификации. Купить еще одну книгу по психоанализу. Пойти еще к одному супервизору. Потому что мне, как и тем, кто ко мне приходит, часто кажется, что он есть. «Тот-кто-знает, как надо» и может научить – человек, книга или курсы. Тот, кто скажет правильный ответ и снимет тревогу. Кто избавит от боли и неопределенности. И если он есть, а я всё еще о нём не знаю, тогда я, действительно, непрофессионал, шарлатан и заслуживаю дисквалификации. Может быть, и заслуживаю, но пока всё, что я могу предложить человеку, вошедшему в мой кабинет, это обнаружить, что идеального Другого не существует, но парадоксальным образом, для того, чтобы прийти к себе, человеку нужен человек.

Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (26.10.2016)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 5.0/1