Главная » Статьи » Мои статьи |
В понятие «девиантность» ученые педагоги вкладывают проявление нарушений в социальной регуляции поведения, дефектность психической саморегуляции. Ее развитие обуславливает социально-экономическая, идейно-нравственная дестабилизация общества. Под девиантным поведением в педагогической науке США и Великобритании понимается поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственно-правовым нормам. Оно является результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных факторов. Данное определение девиантного поведения и девиантности соответствует представлениям российских педагогов об этом негативном проявлении. Анализ научной литературы, посвященной изучению девиантного поведения несовершеннолетних, выявляет сложность в обобщении существующего материала, прежде всего из-за разнообразия категорий, используемых для обозначения и описания различных проявлений такого поведения. По мнению Н. Смелзера, «девиантное поведение» - отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе». «Отклоняющееся поведение» - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.. «Асоциальное поведение» - это разновидность отклоняющегося поведения, являющегося нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущее за собой уголовной ответственности. «Антисоциальное поведение» - поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами. «Делинквентное поведение» - такое антисоциальное проявление, особенностью которого является совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных повседневных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определённые компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперёд/ Агрессивный вид девиации, как в прямой, так и в смешанной форме нацелен на преодоление фрустрации путём неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижения цели без учёта интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счёт ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обуславливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Девиантное поведение подростков – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры или морали (И.С. Кон) Причины, обусловливающие проблему девиантного поведения:
Социальные факторы, способствующие девиантному поведению:
Индивидуально-личностные факторы, способствующие девиантному поведению: локус контроля, низкий уровень самоуважения. Локус контроля – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Низкий уровень самоуважения. Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. Важнейший фактор девиантного поведения – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:
Одной из причин девиантного поведения является негативное самовосприятие. Негативное самовосприятиеподростков складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта:
Девиантное поведение вначале, как правило, бывает немотивированным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. это отражается в его самосознании и толкает на поиск самореализации в других направлениях. Источник: https://refdb.ru/look/1612929-pall.html | |
Просмотров: 645 | Рейтинг: 5.0/1 |