Главная » Статьи » Мои статьи |
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА Роль родителей - помощь в подготовке к экзаменам. 1. Создание благоприятных условий: - питание - режим 2. Контроль 3. Психологическая поддержка: - положительная мотивация, - снятие тревожности Краткая психологическая характеристика и стратегии поддержки «Правополушарные» дети • богатое воображение, развито образное мышление; • запоминание на основе ассоциаций, метафор, аналогий; • трудности в структурировании, составлении конспектов, планов, выделении главного, хорошо обобщают. Учить выделять главное. Важно задействовать воображение и образное мышление. Учить вчитываться в текст, особенно в задания группы. Использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. «Тревожные» и «неуверенные» дети. • учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением; • часто перепроверяют сделанное, исправляют написанное; • при ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого, задают уточняющие вопросы, часто переспрашивают; • грызут ручку, теребят пальцы или волосы. Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена. Важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки, ситуации успеха на самом экзамене. Дети, «испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации» • характеризуют как «невнимательных», «рассеяных»; • очень низкий уровень организации деятельности; • неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности; • нерационально используют отведённое время. На этапе подготовки важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Во время экзамена требуется помощь в самоорганизации. Привлекать родителей для помощи детям организовывать деятельность и структурировать время. «Перфекционисты» и «отличники». • отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью; • стремятся выполнить задание лучше всех; • чувствительны к похвале; • очень высокий уровень притязаний; • крайне неустойчивая самооценка. Важно помочь детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Во время экзамена помочь распределить время и скорректировать собственные ожидания. «Астеничные» дети. • высокая утомляемость, истощаемость; • во время уроков ложатся на парту, подпирают голову рукой или раскачиваются; • на экзамене высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. Важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать. Оптимальный режим подготовки, перерывы в занятиях, витамины. Родителям стоит получить консультацию врачей-специалистов. Обучить детей упражнениям для поддержания работоспособности. «Гипертимные» дети • быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму; • высокий темп деятельности, импульсивны; • быстро и небрежно выполняют задания, не проверяют и не видят своих ошибок; • невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Основной принцип: «Сдал-проверь», важно научить ребёнка проверять свою работу. Не пытаться изменить темп деятельности. Создавать ощущение важности ситуации экзамена. Во время экзамена напоминать о необходимости самоконтроля, посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была минимальна. «Застревающие» дети. • низкая подвижность, лабильность психических функций, трудности переключения; • долго настраиваются и вникают при выполнении задания, если торопить – темп деятельности снижается; • медлительны, никогда не укладываются в отведённое время. Развивать умение переключаться (использовать часы). Нельзя торопить, от этого темп деятельности только снижается. Важно для всех детей: • Проговорить с ребёнком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий; • Помочь каждому ребёнку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности; • Обсудить вопросы: Что самое страшное может случиться, если оценка ЕГЭ будет низкой?- Какие преимущества даёт высокий балл ЕГЭ? http://позитив-центр.рф/profil%20stressa.htm Источник: http://позитив-центр.рф/profil%20stressa.htm | |
Просмотров: 709 | Рейтинг: 5.0/2 |