Главная » Статьи » Мои статьи

Программа «Основы исследовательской деятельности учащихся.Психолог - психологу.
Программа «Основы исследовательской деятельности учащихся. Знаток.






Скачать 358.27 Kb.
НазваниеПрограмма «Основы исследовательской деятельности учащихся. Знаток.»
страница2/2
Дата конвертации14.01.2013
Размер358.27 Kb.
ТипПрограмма




часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменршся. Другими
словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности.
Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним
предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой
задачи

в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании
цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать».
Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт
исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая
модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании
задач целесообразно применять глаголы «проанализрфовать», «описать», «выявить»,
«определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много.
Оптимальное их количество — три-пять.

Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы,
которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного
познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент,
моделирование и др., так и специальные методы.

npHMcpajviH специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов,
статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в
физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в
математике). В гуманитарных naj^ax в качестве методов рюследования весьма активно
применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях
используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени
разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма
эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным
методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса
(метод последовательного исключения нерввестных); основными методами
грщродршамикр! являются метод Лагранжа pi метод Эйлера (методы описания дврхженрхя
жидкостей).

Основная часть рхсследованрш содержргт обзор источнршов по проблеме исследования,
описание его этапов и процесса.

В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в
ходе Р1СследованР1я, и формулрфует выводы. Прршем результаты должны находиться в
логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи
исследованрхя сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить»,
«определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе




данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено...,
установлено...».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой
форме: «На основанрш результатов данного исследования доказано... (обосновано...,
разработано...)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и
взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность
изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы
исследовательской деятельности.


Язык, стиль и структурные особенности текста
исследовательской работы*


При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так
называемым формально^логическим способом описания. Текст исследования имеет
форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последова-
тельность. В исследовательской работе допускается использование аналогий,
сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.
При оформленир! исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление,
введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других
источников.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и офс^рмляется по
определенным правилам.

В верхнем поле утсазывается полное наименование учебного заведения, отделенное от
остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается
тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не
пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше
слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы
свидетельствует о ее расплывчатострх, отсутствии конкретностр! в содержании работы.
Ниже указывается вр1д работы и учебный предмет, например, экзаменационный
реферат по биологирх. Еще нрхже, блрхже к правому краю титульного листа оказывается
фшитщ имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этр1х данных
указывается фамршия, имя, отчество pi должность руководителя работы, а также
фамршия, имя, отчество pi должность консультанта (при его налР1чии).
В нижнем поле указывается город pi год выполненрш работы (без слова «год»).
Выбор размера и вида шрР1фта титульного листа не имеет прр1нципиального значения.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовкр!
работы и указываются страницы, с которых они начинаются. ЗаголовкР1 оглавленР1я
должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими
выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может
сопровождаться рхллюстративным матерР1алом: рисунками, фотографиями,
др1аграммамР1, схемамр!, таблрщами. Если в основной части содержатся цитаты или
ссьшкр! на БысказыБанР1я деятелей наукр! и культуры, необходршо указать номер
источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Например:

Древняя мудрость гласР1т: «Скажи мне и я забуду, покалси мне и я запомню, дай мне
действовать самому и я научусь».


* Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление се результатов. —
М.: Издательство АПКиПРО, 2000.





После заключения принято помещать список использованной литературы и других
источников (не менее 3=5). При оформлении списка источников сначала перечисляется
литература, а затем др>тие источники. В информации о книге последовательно
указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга,
издательство, год и количество страниц в тексте*


Общие правила оформления текста исследовательской работы*


Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц
печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени
готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

интервал между строк — 1,5-2;

размер полей: левого =— 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20
мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также
верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30
строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и
пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той
же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом,
чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят
вверху по центру страницы; на титульном листе номер странрщы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников,
приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и
последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается
посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.


Литература

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления.
ГОСТ 7.1-84. —Введ. 01.01.86.—М., 1984.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Bep6>Tvi-M, 2001.

Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных
учрелсдениях. Изд. 4=е испр. и доп. — М.: АРКТЙ, 2000.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических
поисках. — М.: Арена, 1994.

Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8=11 кл. учеб. заведений с
углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лрщеев и гимназий. — М.:Просвещение,
1994.

Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб.заведений, шк. и классов с
углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Ни=
кифоров, М.И. Панов и др. — М.: Дрофа, 1995.

Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-сследовательской и
проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы






Зеленоградского ^'чебного округа г. Москвы). — Научно-исследовательская и
проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое
обеспечение содержанрхя образования в Москве / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова.—М.:
Центр «Школьная книга»,2003.

Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы
школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности
учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1.

Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10=
11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1996.



Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции
исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия
«Инструктивно=методр1ческое обеспечение содержания образования в Москве» /
Ответственный

редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга», 2002.

Отчет о на>^но=исследовательской работе. Общие требованрш и правила
оформления. ГОСТ 7.32=81.=Введ. 01.01.82. = М., 1981.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.:
Народное образование, 2001.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное noco6pie. — М.:
Народное образование, 1998.

Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М.:
Гуманит. изд. центрыЪЛАДОС, 2000.

Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатовУ/Директор школыД998, №4.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. —
М.: Сентябрь, 2000.

Якиманская И.С. Технологрш личностно ориентированного образования. — М.:
Сентябрь, 2000.

http://lib.convdocs.org/docs/index-96162.html?page=2

Источник: http://lib.convdocs.org/docs/index-96162.html?page=2
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (11.02.2014)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0