Главная » Статьи » Мои статьи |
Программа «Основы исследовательской деятельности учащихся.Психолог - психологу.
Программа «Основы исследовательской деятельности учащихся. Знаток. Скачать 358.27 Kb. НазваниеПрограмма «Основы исследовательской деятельности учащихся. Знаток.» страница2/2 Дата конвертации14.01.2013 Размер358.27 Kb. ТипПрограмма часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменршся. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализрфовать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. npHMcpajviH специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в математике). В гуманитарных naj^ax в качестве методов рюследования весьма активно применяются тестирование, анкетирование, интервью. В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее распространенным методом решения системы линейных алгебраических уравнений является метод Гаусса (метод последовательного исключения нерввестных); основными методами грщродршамикр! являются метод Лагранжа pi метод Эйлера (методы описания дврхженрхя жидкостей). Основная часть рхсследованрш содержргт обзор источнршов по проблеме исследования, описание его этапов и процесса. В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе Р1СследованР1я, и формулрфует выводы. Прршем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследованрхя сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основанрш результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода; последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности. Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы* При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально^логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последова- тельность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя. При оформленир! исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и офс^рмляется по определенным правилам. В верхнем поле утсазывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатострх, отсутствии конкретностр! в содержании работы. Ниже указывается вр1д работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологирх. Еще нрхже, блрхже к правому краю титульного листа оказывается фшитщ имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этр1х данных указывается фамршия, имя, отчество pi должность руководителя работы, а также фамршия, имя, отчество pi должность консультанта (при его налР1чии). В нижнем поле указывается город pi год выполненрш работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрР1фта титульного листа не имеет прр1нципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовкр! работы и указываются страницы, с которых они начинаются. ЗаголовкР1 оглавленР1я должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться рхллюстративным матерР1алом: рисунками, фотографиями, др1аграммамР1, схемамр!, таблрщами. Если в основной части содержатся цитаты или ссьшкр! на БысказыБанР1я деятелей наукр! и культуры, необходршо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласР1т: «Скажи мне и я забуду, покалси мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». * Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление се результатов. — М.: Издательство АПКиПРО, 2000. После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3=5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем др>тие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте* Общие правила оформления текста исследовательской работы* Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности. К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования: размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк — 1,5-2; размер полей: левого =— 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер странрщы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы. Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Литература Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.1-84. —Введ. 01.01.86.—М., 1984. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Bep6>Tvi-M, 2001. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учрелсдениях. Изд. 4=е испр. и доп. — М.: АРКТЙ, 2000. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8=11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лрщеев и гимназий. — М.:Просвещение, 1994. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб.заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Ни= кифоров, М.И. Панов и др. — М.: Дрофа, 1995. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-сследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского ^'чебного округа г. Москвы). — Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержанрхя образования в Москве / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»,2003. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10= 11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1996. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно=методр1ческое обеспечение содержания образования в Москве» / Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга», 2002. Отчет о на>^но=исследовательской работе. Общие требованрш и правила оформления. ГОСТ 7.32=81.=Введ. 01.01.82. = М., 1981. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.—М.: Народное образование, 2001. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное noco6pie. — М.: Народное образование, 1998. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М.: Гуманит. изд. центрыЪЛАДОС, 2000. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатовУ/Директор школыД998, №4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. Якиманская И.С. Технологрш личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000. http://lib.convdocs.org/docs/index-96162.html?page=2 Источник: http://lib.convdocs.org/docs/index-96162.html?page=2 | |
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0 |