Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
даПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Опубликовано 26.03.2012 - 12:54 - Шашерина Елена Владиславовна



. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Скачать:Вложение Размер
programma.doc 537.5 КБ

Предварительный просмотр:


Шашерина Елена Владиславовна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 201 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Высшая квалификационная категория. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

Диагностико - коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей.
Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:
обеспечение психологической безопасности ребёнка ( Приложение 1)
разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.


IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика (март-май), позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. (Г.П. Шалаева Ребенок в возрасте 7-и лет. Тесты на развитие. М.:АСТ: СЛОВО,2010)

2.Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Март-август.

Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Март-май.( Приложение 2)

Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. ( Приложение 3)

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. Май.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе. Заполнение карт индивидуального психолого-педагогического сопровождения, раздел I.II (Приложение 4)

5. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов. При необходимости, второй диагностический срез осуществляется в октябре-ноябре (Приложение 5)

II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Рекомендации на сайте школы (страница психолога)

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. (Работа с МО учителей и воспитателей начальной школы).

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников

Проводится система занятий психолога в период адаптации.

Программа развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации «Я познаю мир» (Приложение 6)

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности. (Приложение 7)

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Психокоррекция. (Приложение 8)

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Групповая и индивидуальная просветительская работа с педагогами по проблеме профилактики профессиональной деформации.

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.

Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов.

Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Выявление одаренных детей и организация работы по развитию их творческого потенциала.( Приложение 9)

7. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения. (Приложение 10)

8. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. (Приложение11)

9.Планирование диагностического - коррекционного индивидуального и группового сопровождения учащихся на достижение ими ФГОС.


Приложение 1

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности ребёнка.

Образовательная среда должна обеспечивать неприкосновенность личностного пространства учащегося, которое позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, и, отграничившись, познать («открыть» по И.С. Кону) свое Я, примериться к собственным открывающимся граням, «новым» горизонтам.
Построение такой психолого-педагогической реальности, которая бы содержала специально организованные условия для личностного саморазвития младших школьников, состоящего во взаимодействии процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека, постижении ценностей и смыслов жизни, вхождении в собственный личностный образ, выстраивании Я-концепции, овладении способами личностной саморегуляции.

Каковы условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников?
Обеспечение психологической безопасности личности младших школьников предполагает построение педагогом такого содержания и выбор таких технологий образовательного процесса, при которых учащийся на основе свободного и ответственного выбора как результата сформированной личностной суверенности сам бы избирал собственную образовательную траекторию и актуализировал бы «идею самопричинности» в определении своей будущей профессионально-личностной представленности.

Условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников
• диалогическое общение, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин);
• отношение равноправия собеседников;
• взаимное личностное признание;
• сотрудничество как партнерское отношение двух равных субъектов, исключающее манипуляцию и авторитаризм, подразумевающее взаиморазвитие участников;
• отказ от психологического насилия.

Внешние источники:

І. ФИЗИЧЕСКИЕ:

1. Неблагоприятные погодные условия.

2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.

3. Нерациональность и скупость питания, его однообразие и плохая организация.

4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

5. Враждебность окружающей ребенка среды, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

ІІ. СОЦИАЛЬНЫЕ:
Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.
Межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а учителя долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранение такого явления. в результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка школа, кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляется грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психическому срыву.

Признаки стрессового состояние ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:
в трудностях засыпания и беспокойном сне;
в усталости после нагрузки, которая совсем его не утомляла;
в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
в рассеянности, невнимательности;
в беспокойстве и непоседливости;
в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще и чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
в проявлении упрямства;
в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников;
в игре с половыми органами;
в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
в повышенной тревожности;
в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все выше перечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались раннее.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия:
систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: виброгимнастика, массаж, вводные процедуры, специальные оздоровительные игры;
аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);
работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка Барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту;
расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

(Приложение2)

Анкета для родителей.
По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к Вам за помощью и можете ли Вы ему помочь?
Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий:
имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;
не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;
механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;
не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;
слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);
не знает требований к оформлению домашних заданий?
Сколько времени в день занят Ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?
Каким образом Вы помогаете ему выполнять задания:
усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;
ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения;
заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;
в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;
добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;
помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т. п.
Приходится ли Вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению?
Каким образом стимулируете успешную учебу?
Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать Вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________






Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подумать и ответить на вопросы нашей анкеты.

Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» / нужное подчеркните, при необходимости дополните/.
это значит получать хорошие оценки;
это значит слушаться учителя и не шалить;
это значит знать и выполнять все правила школьной жизни.

_________________________________________________________________________


2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье?___________________________________________________________________

В чём она?_____________________________________________________________


3. Какую родительскую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь требует от ребенка умения справляться с новыми для него обязанностями /нужное подчеркните, дополните/:
усилие требования к ребенку и контроль;
возьмете на себя всю заботу о его обязанностях или часть их возложите на себя, освободив ребенка для новых обязанностей;
как-то иначе поможете ребенку научиться справляться с новыми обязанностями /укажите как/______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли у Вашего ребенка желание учиться в школе?________________________

Почему Вы так считаете?___________________________________________________

_________________________________________________________________________


5. Попадалась ли Вам книга/статья/ по подготовке ребенка к школе, вызвавшая Ваш интерес?__________________________________________________________________


6. Вы купили ее случайно? Вам предложили ее почитать? Дал на время человек, имеющий отношение к педагогике? Такая литература имеется в Вашем доме среди прочих книг?/подчеркните нужное/.




Спасибо.



Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Для выявления ваших запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг просим вас ответить на следующие вопросы.

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________
Назовите любимые занятия ребёнка_____________________________
Считаете ли Вы, что у ребёнка есть особые способности, таланты? Какие?______________________________________________________
Перечислите виды досуга, проводимого вместе с ребёнком__________
Охарактеризуйте Вашего ребёнка/самостоятельность, агрессивность, аккуратность,вежливость,возбудимость,коммуникативность,независимость и т.д./__________________________________________________
Пожалуйста, выделите пять наиболее важных для Вас источников информации и советов по воспитанию ребёнка, которым Вы более всего доверяете:

-журналы по вопросам воспитания;

-педагогическая и психологическая литература, отечественная и переводная;

-психолог детского сада;

-воспитатель детского сада;

-телевидение, радио;

-советы друзей;

-своя интуиция;

-опыт того, как воспитывали Вас родители;

другие источники………………………………………………...

7. Мы, как родители, чувствуем себя /подчеркните/ : вполне уверенно, у нас всё получается так, как мы хотим; не уверены, что действуем правильно;

многое делаем неправильно, но не знаем как изменить ситуацию; чувствуем себя неуверенно - вдруг делаем не так как надо; всё будет в порядке- мы выросли и они вырастут; мы всё время знакомимся с рекомендациями по воспитанию детей.

8. Мы согласны с утверждениями /подчеркните/ :
педагоги и психологи могут помочь только советом - действовать ,в первую очередь должны мы- родители;
хотели бы, чтобы заботу о воспитании взяли на себя педагоги - ведь это их профессия;
родители и сотрудники в равной степени отвечают за воспитание детей
На что, по Вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребёнка до школы?/выделите один пункт/:
на его общее развитие;
на подготовку к школе;
на приобщение к культурным ценностям.
Какие надежды по воспитанию ребёнка Вы возлагаете на детский сад?__________________________________________________________

Анкета

''Расскажите о своём ребёнке''.

Фамилия, имя ребёнка, дата рождения___________________________


2. Что он умеет /знает буквы, читает, считает, пишет…/______________

______________________________________________________________

Чем любит заниматься /лепить, рисовать, в какие игры играть…./

____________________________________________________________

Как он работает /быстро, медленно, целеустремленно, отвлекается…/

____________________________________________________________

Какой рукой работает /пишет, рисует ,ест/________________________


6. Может ли пересказать сказку, фильм; любит ли рассказывать?______

______________________________________________________________

Все ли звуки произносит правильно?____________________________

Как он ест /хорошо, плохо, быстро, медленно/?___________________

Как он спит /спокойно, беспокойно, быстро засыпает, медленно, снятся страшные сны, мочится во сне/?__________________________

____________________________________________________________

Как общается с детьми /дружелюбный, драчливый, спокойный, легко

возбудимый, раздражительный, любит играть один/________________

____________________________________________________________

Часто ли болел /есть ли хронические заболевания, какие/?__________

____________________________________________________________

Что бы вы хотели отметить в характере и поведении своего ребёнка?

________________________________________________________________________________________________________________________



Спасибо.


Уважаемые родители!

Знаем ли мы своих детей?


Попробуйте ответить себе на вопросы /да, нет/.

Обидчив ли Ваш ребенок?______________________________________________

Упрям или нет?_______________________________________________________

Легко ли вступает в контакт с другими людьми?___________________________

Стремиться ли к контактам с другими людьми?____________________________

Любознателен или нет?_______________________________________________

Добр или нет?________________________________________________________

Как ведет себя в трудных ситуациях:
сам справляется;
просит помощи;
избегает преодоления трудностей.

Как реагирует на критику:
спокойно:
раздражается.
Как переживает неудачу:
плачет, расстраивается;
ищет причину в себе;
ищет причину в других.

Хвастлив или нет?___________________________________________________


11. Какое настроение преобладает:
веселое;
грустное.

Часто ли меняется настроение?_________________________________________

Из-за чего меняется настроение:
если прервать его игру;
если оторвать его от приготовления уроков;
если Вы не купите вещь, которую он просил;
если его не приняли в игру товарищи;
если Вы не возьмете его на прогулку, в гости;
если Вы не дадите ему для работы или игры какой-нибудь инструмент;
если Вы не разрешите ему помогать вам на кухне или в др. деле.

Спасибо.



Дорогие родители!

Просим Вас заполнить нашу анкету.

Ребёнок:

Фамилия, имя_______________________________________

дата рождения______________________________________

2. Мать:

фамилия, имя, отчество__________________________________________

год рождения_________________________________________________

образование, специальность______________________________________

место работы, тел._______________________________________________

3 Отец: фамилия, имя, отчество_________________________________________

год рождения________________________________________________

образование, специальность_______________________________________

место работы, тел._______________________________________________


4.Состав семьи/кто постоянно живёт с ребёнком/_____________________

далее читать.....http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/programma-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-korrektsionno-0



Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/programma-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-korrektsionno-0
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (20.01.2014)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0