Главная » Статьи » Мои статьи |
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
даПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Опубликовано 26.03.2012 - 12:54 - Шашерина Елена Владиславовна . Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы). Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Программа коррекционной работы направлена на: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; овладение навыками адаптации учащихся к социуму; психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении; развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей); развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями. Скачать:Вложение Размер programma.doc 537.5 КБ Предварительный просмотр: Шашерина Елена Владиславовна Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 201 Фрунзенского района Санкт- Петербурга Высшая квалификационная категория. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы). ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. Программа коррекционной работы направлена на: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; овладение навыками адаптации учащихся к социуму; психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении; развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей); развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями. Основные направления деятельности школьной психологической службы: Диагностико - коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества: изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей. Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя: обеспечение психологической безопасности ребёнка ( Приложение 1) разработку и внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД делятся на четыре основные группы: I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе. I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика (март-май), позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. (Г.П. Шалаева Ребенок в возрасте 7-и лет. Тесты на развитие. М.:АСТ: СЛОВО,2010) 2.Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Март-август. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Март-май.( Приложение 2) Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. ( Приложение 3) 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. Май. 4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе. Заполнение карт индивидуального психолого-педагогического сопровождения, раздел I.II (Приложение 4) 5. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов. При необходимости, второй диагностический срез осуществляется в октябре-ноябре (Приложение 5) II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Рекомендации на сайте школы (страница психолога) 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. (Работа с МО учителей и воспитателей начальной школы). 4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников Проводится система занятий психолога в период адаптации. Программа развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации «Я познаю мир» (Приложение 6) 5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности. (Приложение 7) 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Психокоррекция. (Приложение 8) 2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа с педагогами по проблеме профилактики профессиональной деформации. 4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров. 5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. 6. Выявление одаренных детей и организация работы по развитию их творческого потенциала.( Приложение 9) 7. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения. (Приложение 10) 8. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. (Приложение11) 9.Планирование диагностического - коррекционного индивидуального и группового сопровождения учащихся на достижение ими ФГОС. Приложение 1 Рекомендации по обеспечению психологической безопасности ребёнка. Образовательная среда должна обеспечивать неприкосновенность личностного пространства учащегося, которое позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, и, отграничившись, познать («открыть» по И.С. Кону) свое Я, примериться к собственным открывающимся граням, «новым» горизонтам. Построение такой психолого-педагогической реальности, которая бы содержала специально организованные условия для личностного саморазвития младших школьников, состоящего во взаимодействии процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека, постижении ценностей и смыслов жизни, вхождении в собственный личностный образ, выстраивании Я-концепции, овладении способами личностной саморегуляции. Каковы условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников? Обеспечение психологической безопасности личности младших школьников предполагает построение педагогом такого содержания и выбор таких технологий образовательного процесса, при которых учащийся на основе свободного и ответственного выбора как результата сформированной личностной суверенности сам бы избирал собственную образовательную траекторию и актуализировал бы «идею самопричинности» в определении своей будущей профессионально-личностной представленности. Условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников • диалогическое общение, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин); • отношение равноправия собеседников; • взаимное личностное признание; • сотрудничество как партнерское отношение двух равных субъектов, исключающее манипуляцию и авторитаризм, подразумевающее взаиморазвитие участников; • отказ от психологического насилия. Внешние источники: І. ФИЗИЧЕСКИЕ: 1. Неблагоприятные погодные условия. 2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе. 3. Нерациональность и скупость питания, его однообразие и плохая организация. 4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания. 5. Враждебность окружающей ребенка среды, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. ІІ. СОЦИАЛЬНЫЕ: Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках. Межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а учителя долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранение такого явления. в результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка школа, кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляется грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть: Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п. Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психическому срыву. Признаки стрессового состояние ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах: в трудностях засыпания и беспокойном сне; в усталости после нагрузки, которая совсем его не утомляла; в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; в рассеянности, невнимательности; в беспокойстве и непоседливости; в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще и чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в проявлении упрямства; в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников; в игре с половыми органами; в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения; в повышенной тревожности; в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях. Все выше перечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались раннее. Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия: систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: виброгимнастика, массаж, вводные процедуры, специальные оздоровительные игры; аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята); работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма; музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка Барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту; расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды. (Приложение2) Анкета для родителей. По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к Вам за помощью и можете ли Вы ему помочь? Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий: имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам; не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач; механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач; не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью; слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.); не знает требований к оформлению домашних заданий? Сколько времени в день занят Ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий? Каким образом Вы помогаете ему выполнять задания: усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы; ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения; заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи; в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения; добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку; помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т. п. Приходится ли Вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению? Каким образом стимулируете успешную учебу? Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать Вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости? Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________________ Уважаемые родители! Предлагаем Вам подумать и ответить на вопросы нашей анкеты. Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» / нужное подчеркните, при необходимости дополните/. это значит получать хорошие оценки; это значит слушаться учителя и не шалить; это значит знать и выполнять все правила школьной жизни. _________________________________________________________________________ 2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье?___________________________________________________________________ В чём она?_____________________________________________________________ 3. Какую родительскую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь требует от ребенка умения справляться с новыми для него обязанностями /нужное подчеркните, дополните/: усилие требования к ребенку и контроль; возьмете на себя всю заботу о его обязанностях или часть их возложите на себя, освободив ребенка для новых обязанностей; как-то иначе поможете ребенку научиться справляться с новыми обязанностями /укажите как/______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Есть ли у Вашего ребенка желание учиться в школе?________________________ Почему Вы так считаете?___________________________________________________ _________________________________________________________________________ 5. Попадалась ли Вам книга/статья/ по подготовке ребенка к школе, вызвавшая Ваш интерес?__________________________________________________________________ 6. Вы купили ее случайно? Вам предложили ее почитать? Дал на время человек, имеющий отношение к педагогике? Такая литература имеется в Вашем доме среди прочих книг?/подчеркните нужное/. Спасибо. Анкета для родителей. Уважаемые родители! Для выявления ваших запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг просим вас ответить на следующие вопросы. Фамилия, имя ребёнка_________________________________________ Назовите любимые занятия ребёнка_____________________________ Считаете ли Вы, что у ребёнка есть особые способности, таланты? Какие?______________________________________________________ Перечислите виды досуга, проводимого вместе с ребёнком__________ Охарактеризуйте Вашего ребёнка/самостоятельность, агрессивность, аккуратность,вежливость,возбудимость,коммуникативность,независимость и т.д./__________________________________________________ Пожалуйста, выделите пять наиболее важных для Вас источников информации и советов по воспитанию ребёнка, которым Вы более всего доверяете: -журналы по вопросам воспитания; -педагогическая и психологическая литература, отечественная и переводная; -психолог детского сада; -воспитатель детского сада; -телевидение, радио; -советы друзей; -своя интуиция; -опыт того, как воспитывали Вас родители; другие источники………………………………………………... 7. Мы, как родители, чувствуем себя /подчеркните/ : вполне уверенно, у нас всё получается так, как мы хотим; не уверены, что действуем правильно; многое делаем неправильно, но не знаем как изменить ситуацию; чувствуем себя неуверенно - вдруг делаем не так как надо; всё будет в порядке- мы выросли и они вырастут; мы всё время знакомимся с рекомендациями по воспитанию детей. 8. Мы согласны с утверждениями /подчеркните/ : педагоги и психологи могут помочь только советом - действовать ,в первую очередь должны мы- родители; хотели бы, чтобы заботу о воспитании взяли на себя педагоги - ведь это их профессия; родители и сотрудники в равной степени отвечают за воспитание детей На что, по Вашему мнению, должно быть направлено образование Вашего ребёнка до школы?/выделите один пункт/: на его общее развитие; на подготовку к школе; на приобщение к культурным ценностям. Какие надежды по воспитанию ребёнка Вы возлагаете на детский сад?__________________________________________________________ Анкета ''Расскажите о своём ребёнке''. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения___________________________ 2. Что он умеет /знает буквы, читает, считает, пишет…/______________ ______________________________________________________________ Чем любит заниматься /лепить, рисовать, в какие игры играть…./ ____________________________________________________________ Как он работает /быстро, медленно, целеустремленно, отвлекается…/ ____________________________________________________________ Какой рукой работает /пишет, рисует ,ест/________________________ 6. Может ли пересказать сказку, фильм; любит ли рассказывать?______ ______________________________________________________________ Все ли звуки произносит правильно?____________________________ Как он ест /хорошо, плохо, быстро, медленно/?___________________ Как он спит /спокойно, беспокойно, быстро засыпает, медленно, снятся страшные сны, мочится во сне/?__________________________ ____________________________________________________________ Как общается с детьми /дружелюбный, драчливый, спокойный, легко возбудимый, раздражительный, любит играть один/________________ ____________________________________________________________ Часто ли болел /есть ли хронические заболевания, какие/?__________ ____________________________________________________________ Что бы вы хотели отметить в характере и поведении своего ребёнка? ________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо. Уважаемые родители! Знаем ли мы своих детей? Попробуйте ответить себе на вопросы /да, нет/. Обидчив ли Ваш ребенок?______________________________________________ Упрям или нет?_______________________________________________________ Легко ли вступает в контакт с другими людьми?___________________________ Стремиться ли к контактам с другими людьми?____________________________ Любознателен или нет?_______________________________________________ Добр или нет?________________________________________________________ Как ведет себя в трудных ситуациях: сам справляется; просит помощи; избегает преодоления трудностей. Как реагирует на критику: спокойно: раздражается. Как переживает неудачу: плачет, расстраивается; ищет причину в себе; ищет причину в других. Хвастлив или нет?___________________________________________________ 11. Какое настроение преобладает: веселое; грустное. Часто ли меняется настроение?_________________________________________ Из-за чего меняется настроение: если прервать его игру; если оторвать его от приготовления уроков; если Вы не купите вещь, которую он просил; если его не приняли в игру товарищи; если Вы не возьмете его на прогулку, в гости; если Вы не дадите ему для работы или игры какой-нибудь инструмент; если Вы не разрешите ему помогать вам на кухне или в др. деле. Спасибо. Дорогие родители! Просим Вас заполнить нашу анкету. Ребёнок: Фамилия, имя_______________________________________ дата рождения______________________________________ 2. Мать: фамилия, имя, отчество__________________________________________ год рождения_________________________________________________ образование, специальность______________________________________ место работы, тел._______________________________________________ 3 Отец: фамилия, имя, отчество_________________________________________ год рождения________________________________________________ образование, специальность_______________________________________ место работы, тел._______________________________________________ 4.Состав семьи/кто постоянно живёт с ребёнком/_____________________ далее читать.....http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/programma-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-korrektsionno-0 Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/programma-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-korrektsionno-0 | |
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0 |