Главная » Статьи » Мои статьи

Проигрывать достойно
Моя дочка каждый раз кидается в слезы, если проиграла брату в шашки», «Мой сын дерется, когда проигрывает приятелям в футбол», «Мой ребенок слишком бурно переживает проигрыш, приходится все время поддаваться» — эти и очень похожие жалобы я выслушиваю от родителей малышей детсадовского возраста. А что в самом деле делать с такими чересчур азартными детьми? Ну не скандалить же с ними?

Во-первых, я бы посоветовала не акцентировать внимание на результате игры: проигрыш — это ведь наша оценка, если ее избежать, малыш не поймет итога игры. Детям вообще не стоит знать этого слова — «проигрыш». Каждый, кто дошел до финиша, выполнил задание, — уже победитель.
Учите сдерживаться

И не важно, что кто-то это сделал раньше, кто-то позже. Мне кажется, важнее научить ребенка соревноваться с самим собой, а не с братом или приятелем. Тогда он сосредоточится на улучшении собственных результатов и ему легче будет победить. А поощрением, например, в шашечном бою сделайте подсчет шашек, которые удается «съесть» малышу в каждой партии. «Сейчас ты съел у меня четыре шашки, а в следующей игре наверняка получится шесть!»

Покупая ребенку настольные игры, выбирайте те, в которых приходится соревноваться не друг с другом, а играть «против поля». Хорошо помогает закаливанию характера одна из самых старых русских игр «Камень-ножницы-бумага». Здесь и реакция, и психология, и азарт, и выдержка.

В играх с разными интеллектуальными заданиями чередуйте трудное и легкое. Пусть после неудачи ребенок обязательно почувствует свою победу в чем-то другом.

В забавах с несколькими детьми непременно старайтесь придумать такие игры, чтобы проигравших не было. А уж если избежать соревновательности не удалось, непременно придумайте приз проигравшему.
Личным примером

Всегда подчеркивайте, как сдержанно вы ведете себя при проигрыше. Покажите, как вы радуетесь, если победили, например, бабушка или сам малыш. Правильный пример лучше всяких нотаций. Но не стоит наигранно веселиться или демонстрировать полное равнодушие. Лучше показать, что вы в меру расстроены, и со словами «Ничего, повезет в следующий раз» продолжить игру. «Я, очевидно, сделал ошибку, нужно ее обдумать, тогда больше не проиграю» — вот, собственно, идеальный вариант реакции проигравшего. К этому и нужно подводить ребенка, но вы должны понять, что ваш малыш еще не умеет анализировать и делать выводы из ситуации, а потому не стыдите его за то, что он до слез расстроится из-за проигрыша. Постарайтесь утешить его, даже если реакция ребенка кажется вам нелепой и слишком бурной.

Есть еще один важный момент: необходимо научить малыша адекватно выражать агрессию. Да-да, ни в коем случае не подавлять ее! Сбросить напряжение можно, побурчав себе под нос или покричав, даже если ребенок топает ногами — это нормально, а вот оскорблять партнера по игре или драться, швыряться предметами или биться о них головой недопустимо. В такой ситуации вы не должны делать вид, что ничего не произошло. Нельзя закреплять у ребенка сознание того, что это ерунда — нервишки. Обязательно приведите его в чувство, прекратите игру и объясните, что, пока он не научится достойно справляться с переживаниями, вы не позволите ему играть. А вот если малыш сразу пришел в себя, следует извинить его со словами: «Наверное, ты очень расстроился из-за проигрыша, ничего!»
Мы оба в ответе

А знаете, чаще всего ведь мы сами провоцируем в детях эти нездоровые спортивные страсти. Как? Вспомните, сколько раз вы поощряли в ребенке стремление быть первым во всем? Распространенная ошибка родителей: они думают, что так воспитывают лидера. Нет. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Талантливый политик знал толк в победах, но умел и проигрывать. Так что подумайте над этими словами, а потом научите ребенка проигрывать достойно. Также научите его адекватно распределять ответственность за успехи и неудачи. Это важнейший воспитательный момент: не списывать проигрыш на невезение или «неправильные фишки», на шум, который помешал решить задачу или ветер, который не дал приплыть первым. Впрочем, еще хуже, когда родители занудно толкуют про лень и бестолковость при каждом поражении ребенка. Ни в коем случае не говорите так! Это самое страшное, что вы можете сделать.

А нужно другое: предложите ребенку вместе продумать новую тактику игры. Попробуйте обсудить, что можно улучшить, как потренировать ум или руки-ноги. И как бы ни было трудно говорить с расстроенным малышом, удерживайтесь от критики и «наездов». Лучше спокойно укажите, какие действия ребенка считаете правильными, удачными. И всегда повторяйте: главное — не красиво победить, а красиво проиграть.
Не упустите возможности

С возрастом, конечно, поведение ребенка изменится, и в тринадцать лет школьник уже не будет рыдать, проиграв товарищу в шашки или в компьютерную игру. Однако стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. И если вы вовремя не научите малыша принимать поражение достойно, то в непростой ситуации, повзрослев, он всякий раз будет озлобляться и впадать в депрессию. Он потеряет друзей, останется один, вырастет завистливым и слабым. Так что не поддавайтесь жалости, когда он плачет над только что сброшенным на пол домино! Не идите у него на поводу. Твердо, но доброжелательно объясните, что игры придуманы для того, чтобы люди получали радость, а не скандалили между собой. «Пообещай, что не будешь больше бузить, иначе мы не станем с тобой играть».

Параллельно расскажите малышу, что с человеком, который всегда побеждает, играть совсем неинтересно. Какой смысл садиться за шашки или шахматы с человеком, о котором известно заранее, что он всегда выигрывает? Внушите малышу простую мысль: у того, кто всегда хочет быть первым, не бывает друзей. Потому что желание всегда и во всем одерживать верх — одно из самых несимпатичных, свойственных лишь эгоистам и... дуракам.

Юлия Чумакова, психолог,
кандидат педагогических наук

Источник: http://www.oracle-today.ru/articles/28544/
Категория: Мои статьи | Добавил: светлячек (10.03.2012)
Просмотров: 632 | Рейтинг: 5.0/3