Главная » Статьи » Мои статьи |
Психологическая адаптация к педагогической деятельности
Психологическая адаптация к педагогической деятельности Адаптация учителя – это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность. Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей. Одним из показателей психологической адаптации может выступать социальное самочувствие, включающее в себя: - внутреннее состояние человека: (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья); - оценку внешних условий (восприятие ситуации в стране); - восприятие собственного положения в новых условиях. Важнейшая задача в психологической адаптации педагога – развитие устойчивости к факторам, вызывающим стресс на работе. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса. К таким факторам можно отнести: - перегрузки на работе; - необходимость выполнять трудно совместимые функции; - поведение руководства, других педагогов и воспитанников; - плохие условия труда; - несправедливая оценка труда; - не способность адаптироваться к изменениям. К сильному стрессу могут приводить некоторые ошибки мышления, в большей или меньшей степени свойственные практически каждому человеку: - черно-белое мышление, когда человек пытается получить от жизни все и сразу, не видя полутонов и промежуточных решений. Любая неудача, даже незначительная, будет восприниматься очень болезненно; - чрезмерные обобщения, когда человек на основании единичных событий делает общие выводы; - катастрофизация, предполагающая преувеличение значимости происшедшего события до тех пор, пока оно не вырастет в сознании человека до уровня катастрофы - чрезмерный пессимизм заключается в преувеличении плохих и преуменьшении хороших новостей; - мечтательность и отрицание реальности характеризуется нереалистичностью ожиданий насчет себя; - чрезмерная требовательность проявляется в предъявлении завышенных требований к себе и окружающим; - осуждение и ярлыки. Человек с данным типом мышления характеризуется позицией строгого судьи по отношению к себе или другим; - вязкое мышление предполагает постоянное возвращение к одной и той же мысли до тех пор, пока она не заполнит все сознание человека. В качестве профилактики эмоциональных стрессов можно использовать различные методы релаксации, аутогенной тренировки, физических нагрузок. Степень психологической адаптации педагога к профессиональной деятельности также зависит от уровня развития его коммуникативных навыков. Кроме того, педагогу, имеющему дело с большим количеством людей, необходимо соблюдать правила ортобиоза (или здорового образа жизни). Ортобиоз предполагает умение жить разнообразной, активной и умеренной жизнью, позволяющей человеку быть здоровым и работоспособным до глубокой старости. Таким образом, психологическая адаптация педагога к профессиональной деятельности включает в себя множество компонентов. Профессиональная направленность обязывает его принимать взвешенные и ответственные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать сильные эмоции, вспышки гнева, решать конфликтные ситуации. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Данную функцию выполняют внутренняя регуляция и психологическая адаптация педагога к постоянно возникающим стрессовым ситуациям и условиям педагогической практики. Социальную адаптацию отражают: · успешность вхождения учителя в новый коллектив, · умение: - решать межличностные проблемы, - преодолевать трудности, - поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Личностная адаптация: · характеризует уровень принятия молодыми учителями самого себя как представителя новой социальной общности ; · выражается в виде: - соответствующей самооценки и уровня притязаний в профессиональной деятельности, - стремлении к самосовершенствованию. Каждый молодой педагог получает советы-наказы. Воспринимать их или отвергать – это его дело, но обычно они помогают лучше организовать работу. Памятка молодого учителя. ЧТО ПОМОГАЕТ: · Наблюдательность и корректное поведение. Желание прислушиваться к мнению коллег независимо от их профессиональной опытности, ответственности, инициативности. Отсутствие спешки в выводах, категоричности в оценках, поскольку новичок – это, в сущности, человек со стороны. Умение отстаивать свою точку зрения аргументированно, на основе проверенных фактов, без лишней горячности, тактично. · Знание предмета, трудолюбие. Ответственность в любом деле, выполнение его со всей серьезностью, с душой, чтобы оставался добрый след в душах учеников. · Разумная требовательность, объективность в суждениях и оценках, педагогический такт. Понимание того, что одно и то же действие в различных условиях дает неодинаковые результаты. Интенсивная учеба у опытных учителей. · Чуткость, доброжелательность. Уравновешенность – даже в отношениях с недобросовестными и нечестными сотрудниками. Следование только интереса дела, коллектива. ЧТО МЕШАЕТ: · Во взаимоотношениях с учащимися: невнимание к одаренным; невнимание к отстающим; непосильные требования; необдуманные решения в отношении недисциплинированных; нетребовательность из-за стремления завоевать дешевый авторитет; грубое обращение; установление контакта путем сокращения расстояния «учитель-ученик»; неуверенность в себе, в правильности своего поведения; незнание детской психологии, причин поступков учащегося; стремление завоевать авторитет любой ценой; невыполнение обещаний; неоправданная, по мелочам, апелляция к руководству; излишняя придирчивость, суровость; жалобы родителям, классному руководителю, учителям. · Во взаимоотношениях с коллегами: неуважение к опыту и мудрости старших коллег; бестактность; стремление не участвовать в жизни коллектива; пренебрежение традициями коллектива; неблагодарность за помощь; обсуждение за глаза. · Во взаимоотношениях с молодыми коллегами: необъективность; некритичность и не требовательность по отношению к товарищу; студенческий стереотип отношений (вместо «вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»). · Недостаточная культурность: стремление переложить поручение на другого; невыполнение обязанностей; отсутствие инициативы и творчества в работе; недисциплинированность; нарушение этикета. · Недостаточная подготовка к самостоятельной работе: недостаточное знание предмета и методики его преподавания; неумение управлять своим психологическим состоянием; отсутствие навыков общения; неотработанная дикция; жесты, мимика, движения; медленная реакция, рассеянность на уроке; скованность. · Переоценка своих сил и возможностей: самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов и рекомендаций; формальное выполнение своих обязанностей; категоричность суждений. 1 2 3 4 5 Категория: Педагогам | Добавил: Максакова (19.09.2012) Источник: http://umcbalakovo.com/publ/rekomendacii_pedagoga_psikhologa/pedagogam/psikhologicheskaja_adaptacija_k_pedagogicheskoj_d | |
Просмотров: 1251 | Рейтинг: 5.0/4 |