Главная » Статьи » Мои статьи

Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.
Самооценка - это то, как человек оценивает сам себя, свои способности и возможности, качества и место среди других людей.

Бывает:   АДЕКВАТНАЯ И НЕАДЕКВАТНАЯ.

Адекватная:  -высокая                                     Неадекватная:  -заниженная
                    -средняя                                                              -завышенная
                    -низкая

Чем реальнее человек соотносит свои жизненные притязания со своими способностями и возможностями, тем адекватнее его самооценка.


            "СЕКРЕТ" ПРО САМООЦЕНКУ:
КАК ЧЕЛОВЕК ОТНОСИТСЯ К СЕБЕ, ТАК К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ И ОКРУЖАЮЩИЕ.(при адекватной самооценке).


Главные факторы самооценки - статус и компетентность человека. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе.

                                  На что влияет самооценка

 Самооценка - инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит - вопрос отдельный.

Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой.
 Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
В работах советских психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной С., а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.




                                  Самооценка и достижения.

В руках мудрого человека завышенная самооценка даст ему необходимый ситуативный ресурс: если очень верить в себя, прибавляется сил, можно сделать больше.
В руках недалекого человека его завышенная самооценка вызовет смех окружающих: "Ну что ты из себя мнишь!" и приведет к неудаче.
Тем не менее, обычно повышение самооценки усиливает веру в себя и делает человека более успешным, более эффективным.


 
                                
 
                                Проявления здоровой самооценки:

1. Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.

2. Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).

 3. Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.

4.Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства".

5.Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).

6.Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.

7.Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.

8.Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.

9. Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.

10.В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.

11.Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.

12.Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.


                         Физические показатели здоровой самооценки:

1.Глаза живые и яркие.

2. Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).

3.Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом.

4. Мышцы нижней челюсти расслаблены.
 
5.Плечи держатся прямо, но расслаблены.

6. Кисти рук расслаблены и спокойны. Руки также спокойны и расслаблены.

6. Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.

7.Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).

8.Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

 Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.

 Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.

                       
                             


                                Мощь самооценки на рабочем месте.



Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.
Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения - одна из главных причин неуспеха в менеджменте, самостоятельной трудовой деятельности. По общему мнению принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами: Что я знаю обо всех факторах, способных повлиять на мое решение? Каковы все предвидимые последствия моего решения? На кого и как оно повлияет? Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе. Самооценка - репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.



                                                                                 Л.А.Соколова
                                                                                 12.09.2012
при подготовке материала использовались:

Лит.: Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968; Липкина А. И., Самооценка и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Hoppe F., Erfolg und Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; Allport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961.
А. И. Липкина.

Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (11.09.2012)
Просмотров: 1331 | Рейтинг: 5.0/2