Главная » Статьи » Мои статьи

Самооценка . Как мы сами себя оцениваем ?

Как мы сами себя оцениваем ?

 

ПРИМЕР

 

О Один из учеников буддийской философской школы "дзен" постоянно просил учителя оценить его, но не получал никакого ответа. Более того, учитель раз за разом задерживал перевод ученика в следующий класс. Ученик же спрашивал все настойчивее: "Скажи мне, наконец, наставник, какой я — хороший или плохой?" Но учитель по-прежнему молчал.

Наконец разъяренный ученик пришел к учителю и закричал: "Знаешь, наставник, меня уже не интересует твое мнение о том, плохой я или хороший!"

 

"Теперь я могу перевести тебя в следующий класс, — ответил учитель. — Ты понял, что тебе не нужны другие, чтобы ответить на твой вопрос. Ты сам лучше всех знаешь, какой ты".

 

Интересно, сколько лет понадобилось бедному ученику, чтобы убедиться, что он сам лучше всех разбирается в себе.

 

Из введения к предыдущему уроку Вы помните, что самооценка — это неотъемлемый компонент самосознания.

 

Остановимся теперь на различиях между понятиями самопринятия и самооценки. Расскажу-ка я Вам две хорошие басенки, и все станет ясно и понятно.

 

ПРИМЕРЫ

 

О "Что Вам больше нужно для жизни: хлеб или соль? — Что за глупый вопрос! Мне нужно и то и другое".

 

О Кто тебя больше любит: папа или мама? (Этот старый как мир вопрос разозлил не одного малыша. И не известно, почему его повторяют снова и снова, хотя мир вроде бы движется вперед...) — Меня любят оба, но каждый по-своему, и это необходимо мне для развития и нормальной жизни.

 

Так же обстоит дело с самопринятием (хлебом, мамой, беззаветной любовью) и самооценкой (солью, отцом, любовью с определенными требованиями, с заданиями для выполнения, гордостью и поражениями).

 

Самооценка — это табель с отметками, выставленными самому себе. (На ум приходит образ стопроцентного мужчины или ученика-отличника.) Самооценки как элемент самопознания — это разновидность оценивающих суждений. Они касаются различных особенностей человека, таких как:

— физические свойства (внешний вид, здоровье, ловкость);

— черты личности (творческие способности, эмоциональная зрелость, потребности);

— отношения с другими людьми (положение в семье, социальный статус в других группах, общая социальная привлекательность).

 

Результаты психологических исследований показали, что процесс формирования самооценок включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере формирования самооценки такой черты, как критичность.

 

1. Проанализировав данную черту, Вы, скорее всего, разделите ее на несколько категорий. Возможно, это будут только две категории: критичный — некритичный, а может быть, Вы выделите целых пять градаций: наивный, доверчивый, критичный, критикан, негативист.

 

2. Следующая фаза формирования самооценки состоит в оценивании указанной черты:

а) некоторые черты оцениваются линейным методом: в этом случае их значимость прямо пропорциональна интенсивности, то есть с усилением данной черты растет и ее ценность (это касается, например, умственного развития, организационных способностей, физической и социальной привлекательности);

б) другой метод — усредняющий, когда средняя интенсивность черты рассматривается как более значимая, чем экстремальная интенсивность. Этот метод хорош для оценки таких черт, как рост, вес, бережливость...

Степень значимости определенной черты сугубо индивидуальна. Одну и ту же черту разные люди могут оценивать по-разному.

3. На третьей стадии человек формулирует окончательную самооценку, называя определенные черты и определяя их уровень развития и субъективную значимость. Например, человек, говорящий о себе, что он умеренно критичен, оценит это положительно, если он пользовался усредняющим методом (где выше ценится как раз среднее значение какого-либо свойства).

Рассмотрим данный процесс еще на одном примере.

 

ПРИМЕР

 

Подросток говорит нам, что его рост 180 см . Это элемент самоописания, а не показатель самооценки. Лишь когда парень утверждает, что он слишком высок, и это его расстраивает, он оценивает себя. Подумайте, как часто мы принимаем описательные характеристики за часть самооценки и сами их так оцениваем (часто через проекцию, то есть в соответствии с защитным механизмом перенесения на других собственных неприемлемых черт, свойств и эмоциональных состояний). Например, наш сосед рассказывает нам, что, будучи в отпуске, он прошел пешком 12 километров и очень устал, и мы не знаем, гордится ли он собой или не доволен... Мы оцениваем его как сильного или слабого в зависимости от наших убеждений, личного опыта, собственного физического состояния. А он сам?

 

А каковы наши самооценки? Как отмечают психологи, они могут иметь светлый или темный колорит. В зависимости от качества выделяют положительную и отрицательную самооценку, а по уровню — высокую, среднюю и низкую.

 

Надеюсь, эта информация не сложна, Вы легко поймете ее и запомните.

Какие же факторы оказывают влияние на уровень и качество самооценки? Во-первых, самооценка зависит от социально-экономического статуса и семейного положения человека. Оценивая себя, мы также учитываем результаты собственных действий, сопоставляя их с планируемыми, а также с достижениями других людей. Человек, одерживающий победы, имеет более высокую самооценку, чем тот, чьи действия заканчиваются неудачами.

 

Безусловно, самооценка зависит от мнений и оценок человека другими людьми. При этом не имеет значения, высказываются ли эти оценки в неконкретной форме (комплимент знакомого) или являются строго дифференцированными (школьные баллы, экзаменационные отметки); достоверны они или сомнительны; исходят из одного или из нескольких источников информации. Как это ни парадоксально, но для нас имеют значение оценки различных людей: хорошо знакомых и первых встречных, умных и не очень, культурных и невоспитанных, грубых и утонченных. И делая вид, что нас совершенно не интересует чье-то мнение, мы пытаемся обмануть не только окружающих, но прежде всего самих себя.

У меня для Вас есть прекрасная цитата.

 

"Проклятием человечества является то, что наше существование в этом мире не выносит никакой установленной иерархии, что все течет, переливается, движется, и каждый должен быть прочувствован и оценен каждым, а понять Вас — темных, ограниченных, тупых — для меня не менее важно, чем понять умных, светлых и тонких. Ибо человек глубоко зависим от своего отражения в душе другом человеке, даже если это душа кретина" (В. Гомбрович, роман "Фердидурк").

 

В данном процессе существенную роль играют эмоции, стремление к самозащите, желание получить общественное одобрение. Об этом уже шла речь в предыдущем журнале.

Интересны результаты исследования самооценки, проведенного среди студентов одного из западных колледжей. Студенты должны были оценить: уровень своего умственного развития, степень подготовленности к предстоящему экзамену и устойчивость к стрессу. Ни один из 127 участников не признал свой уровень умственного развития ниже среднего по группе, в то время как другие черты имели более реальные оценки. Естественно, возникает сомнение в существовании такой большой группы, все члены которой обладали бы умственным развитием выше среднего уровня... Здесь явно проявились стремление к общественному признанию и защита собственного Я.

 

Помимо общего вопроса: "Какой я?", люди оценивают отдельные присущие им черты, а также задаются вопросом: "Каким я хотел бы быть?"

 

Таким образом они определяют свои желания, стремления и личные амбиции. В них проявляются личные стандарты, то есть состояния, свойства, качества, которых они хотели бы достичь.

 

Совокупность таких внутренних стандартов, относящихся к самому себе, определяется в психологии как "идеальное Я".

 

Каким образом проявляются наши стандарты? По каждому рассматриваемому и оцениваемому качеству у нас формируется описательное суждение и его оценка, соотносящаяся с нашими убеждениями и нормами. Например, Вы владеете двумя иностранными языками (описательное суждение) и оцениваете эти знания как недостаточные (самооценка). В то же время Ваш идеальный стандарт — это говорить на четырех языках, а достаточный — это знание двух языков на хорошем уровне.

 

А какова Ваша позиция в такого рода проблемах: к чему Вы стремитесь как к идеалу, а что Вас вполне устраивает? Может, стоит побеседовать об этом с Попутчиком?

Желаемый уровень наших стандартов для нас важнее, чем реально достигнутые результаты.

Категория: Урок 12 | Добавил: vapak

Источник: http://vpsycholog.ucoz.ru/publ/uroki_kursa/urok_12/urok_12_chast_1_smotrim_v_zerkalo/24-1-0-83
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (19.09.2012)
Просмотров: 1648 | Рейтинг: 5.0/3