Главная » Статьи » Мои статьи

Семинар-практикум для педагогов "Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке( ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
 
Семинар-практикум для педагогов "Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке"
 
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На семинаре поднимаются вопросы о влиянии стиля педагогической деятельности учителя на формирование положительной "Я-концепции” учащихся, педагоги получают представление о том, как технологически строится работа по созданию ситуации успеха на уроке и практически моделируют их с конкретными учащимися. Основой этой работы является эффективное педагогическое общение, которое определяется индивидуальным стилем деятельности педагога.
 Цель:
 Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной " Я-концепции” учащихся.
 
 Задачи:
Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств. Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.
 
 Семинар-практикум состоит из трех частей: 1-2 части – теоретические;
3 часть – практическая.
 
 
Содержание:
Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога. Результаты диагностики.
Разминка "Поезд”
Педагогические приёмы создания ситуации успеха: результаты опроса учащихся; мозговой штурм "банк ситуаций успеха”; алгоритм создания ситуаций успеха.
Упражнение "Орехи” Педагогический практикум. Памятка. Рефлексия.
Условия проведения:
Помещение, где столы размещены полукругом.
Подготовка:
Диагностика педагогов. Тест "Стиль преподавания”.
Опрос учащихся. Практическая значимость заключается в следующем: Педагоги получат: знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества. практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.
 
Описание
 Уважаемые коллеги, каждый из Вас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное. Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в "Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: "Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....” Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса. Эта тема не является для Вас новой, и мы уже говорили о том, что такое педагогическое общение. Но сегодня мы решили не просто вернуться к этой тем, а расширить и углубить её границы. Итак, вспомним, педагогическое общение, что это? "Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”
 А.А. Леонтьев Критерии продуктивного педагогического общения – это: Создание благоприятного психологического климата. Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно. Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
 
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале. Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем. Состоял он в следующем: психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и , как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты эксперимента свидетельствуют: Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям: 1 направление Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы 2 направление Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности. Этот феномен получил название "эффект Пигмалиона” "Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем: Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять. Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону. Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности. Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой , или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
 
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США.
 
В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: Авторитарный. Демократический. Попустительский.
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога;
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.
1. Авторитарный
Проявляется: Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Нетактичные выпады в адрес учащихся Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.
Характеризуется: Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Проявляется: Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса. Снятие с себя ответственности за происходящее.
Характеризуется: Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации
3. Демократический
Проявляется:
Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.
Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
Характеризуется Не только проявляется интерес к работе учащимися , обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении. Позиция учителя в организации коллектива: "первый среди равных”. Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы. Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Значение индивидуального стиля деятельности
Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.
Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк, зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт: Быстроты; Оригинальности; неожиданности решений.
Им присущ: артистизм; экспрессия; готовность импровизировать; непосредственность; выразительность эмоциональных реакций.
Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой: тщательно готовят и взвешивают свои решения; действуют неторопливо, основательно; обладают большой выдержкой; сдержаны в эмоциональных проявлениях; последовательны и настойчивы.
Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:
Им присущ: особая чуткость; вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях; способность понять внутренний мир учащихся.
Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.
Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль: обучающей деятельности воспитательной деятельности педагогического общения
Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.
В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда); динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость); результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).
На основе этого выделены четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методический. Методически-импровизационный. Рассуждающе-методический стиль.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства: Высокий уровень знаний. Артистизм. Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом. Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки: Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала. Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся). Несколько завышена Ваша самооценка. Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат: У учащихся стойкий интерес к предмету. Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации: Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью. Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога
Достоинства: Высокий уровень знаний. Артистизм. Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом. Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки: Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала. Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся). Несколько завышена Ваша самооценка. Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат: У учащихся стойкий интерес к предмету. Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации: Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью. Систематически осуществлять контроль знаний.
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога
Достоинства: Высокий уровень знаний. Высокая методичность. Умение активизировать учащихся. Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.
Недостатки: Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.
Результат: Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.
Рекомендации:
Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.
 
 
Семинар-практикум для педагогов "Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке"
Окорокова Инна Николаевна, Учитель
Касаткина Елена Александровна, педагог-психолог
 


Источник: http://festival.1september.ru/articles/582302/
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (22.03.2013)
Просмотров: 3385 | Рейтинг: 5.0/2