Главная » Статьи » Мои статьи

Школьная олимпиада по психологии

Министерство образования,

 науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт  повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru

                                   

08.12.2009 № 677

на №__________от ______________

 

 

                                 Руководителям МОУО

 

Специалистам, курирующим Службу психолого-педагогического и

          медико-социального сопровождения

системы образования

 

Методистам-психологам

 

Педагогам-психологам

 

 

 

 

 

          

Информационное письмо о проведении олимпиады по психологии

в образовательных учреждениях

 

                Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края совместно с  Забайкальским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (в соответствии с планом работы на 2009-2010 г) с декабря 2009  по апрель 2010 года  проводят Краевую олимпиаду по психологии.

 Для участия в олимпиаде приглашаются учащиеся 9-11-х классов общеобразовательных школ Забайкальского края и  г.Читы. Условия участия – интерес к психологии, склонность анализировать и объяснять поведение человека.

 

Положение об олимпиаде

I. Общие положения

1.1 .Настоящее положение определяет статус, цели и задачи  олимпиады школьников, порядок ее проведения.

1.2.Основные цели и задачи: создание благоприятных  условий для выявления одаренных детей, пропаганда научных психологических знаний и развитие у учащихся  интереса к научной деятельности.

1.3. В рамках олимпиады предполагаются задания творческого  характера.

 

II. Руководство олимпиады

2.1. Общее руководство олимпиадой осуществляет оргкомитет, члены которого назначаются из числа  специалистов Министерства образования Забайкальского края,  сотрудников Факультета коррекционной педагогики и практической психологии, преподавателей Кафедры психологии  ЗабКИПКРО.

2.2. Председатель оргкомитета олимпиады несет ответственность за соблюдение требований данного Положения и режима информационной безопасности при проведении олимпиады.

2.3. В состав жюри входят высококвалифицированные специалисты в соответствующих отраслях знания.

2.4.Жюри проводит проверку письменных работ участников, обеспечивая полную объективность оценок.

 

III. Порядок организации и проведения олимпиады

3.1 Олимпиада проходит в два тура: I-й тур –  районный, II-й тур – заочный краевой.

      I-й тур олимпиады:  декабрь 2009 года – февраль 2010 года.

      Районные олимпиады проводятся под руководством специалистов, курирующих Службу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования и руководителей районных методических объединений.

      II-й тур олимпиады:  март 2010 г.  

      Заявки на участие в заочном краевом туре присылаются до 10.03.10 г. по адресу:  г. Чита, ул.Фрунзе 1, ЗабКИПКРО, ФКПиПП, каб. №23.

      Подведение итогов олимпиады -  апрель 2010 года.

 

3.2.  В рамках олимпиады предполагаются  пять заданий:

 «Визитка участника»

 «Специальный корреспондент».

 «Психологическое эссе».

 «Рекомендации».

 «Решение психолого-педагогических задач».

 

IV. Участники олимпиады

         Участниками предметной олимпиады по психологии являются обучающиеся  9-11 классов.

          Заявка оформляется по образцу.

Образец заявки:

№ п/п

№ ОУ

Кл.

Ф.И.О. ученика

Дата рождения

Данные паспорта или св-ва о рожд.
(№, серия, дата и место выдачи)

Домашний адрес уч-ся

Руковод-ль работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей

5.1. Участникам   II-го тура олимпиады  выдаются сертификаты.

5.2. Победителями олимпиады считаются участники, набравшие максимальное количество баллов.

5.3  Победители Краевой олимпиады (II-го тура), занявшие  призовые  места награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками.

 

 

Задания для  краевой олимпиады по психологии

 

1 «Визитка участника»

         Создайте творческий продукт (рисунок, фотоальбом, видеоролик, клип и т.п.), раскрывающий вашу индивидуальность и творческий потенциал. Вы можете воспользоваться следующими вопросами:

1. Что такое человек в моем понимании?
2. Что во мне человеческого, а что внечеловеческого, общеприродного?
3. Что такое я сам?
4. Как я могу понять, почувствовать самого себя?
5. Как, почему и из чего складываются мои отношения с миром, с природой, обществом, культурой, другими людьми?
6. Как я могу оценить свои собственные возможности, понять другого человека?
7. Как я могу управлять своим поведением, своим развитием?
8. Если бы я захотел улучшить мир, что бы я в нем изменил?
9. Чего я хочу в жизни больше всего?
10. Каковы мои стратегии в отношениях со значимыми взрослыми?
11. Что является моей важнейшей обязанностью или обязанностями?
12. Какие мои качества нельзя изменить?

 

Критерии оценивания:

 - оригинальность представленного материала

 - культура подачи материалов

 - емкость и значимость содержания

 

2  «Специальный корреспондент».

         Проведите сбор, анализ и систематизацию по одной из предложенных тем и представьте ее в форме научно-популярного репортажа (возможные формы: видеоролик, фоторепортаж, презентация и т.д.)

  Можно использовать следующий алгоритм: сбор информации по теме репортажа с использованием различных методов, способов, приемов (теоретического анализа, журналистского расследования, опросных методов и т.д.); анализ и систематизация полученной информации и ее оформление; представление репортажа.

  Возможные темы для репортажа:

   «Семья будущего через призму прошлого и настоящего»

«Ценности молодого поколения»

«Модель современной семьи»

«Идеалы  молодежи»

«Современная школа: проблемы и перспективы»

 

Предмет и критерии оценивания:

- соответствие содержания репортажа поставленной теме

- актуальность репортажа

- теоретическая проработанность

- качество репортажа (иллюстрированность, использование технических средств, оригинальность и креативность, наличие собственной позиции, разнообразие представленных в репортаже персонажей)

- описание способов и методов получения информации

 

3 «Психологическое эссе».

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

«Что такое счастье?»

«Хочу в будущем – делаю сейчас!»

«Свобода в моей жизни»

«Что должна учитывать оценка в современной школе: взгляд ученика»

«Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?»

 

            Эссе – литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительно которого можно привести доводы «за» и «против».

            Цели аргументированного эссе:

1)      убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону. В этом случае особое внимание уделяется контраргументации противоположной позиции.

2)      Сформировать систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором.

В ходе написания эссе автор ведет диалог с предполагаемым читателем (оценивает предположения, подбирает утверждения и доказательства, выявляет скрытые аргументы и противоречия), в котором обосновывает, почему одна точка зрения является более предпочтительной, чем другая (другие). Автор должен исходить из того, что читатель изначально может не соглашаться с его мнением.

Критерии оценивания эссе:

-  обоснование актуальности рассматриваемой проблемы, авторской точки зрения

- наличие аргументации и фактологических поддержек (цитаты, факты, статистические      данные)

-  четкость выводов и заключений

 

Можно воспользоваться следующей структурой эссе:

Введение: в нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляется переход к основному суждению.

Основная часть: представляются суждения (аргументы), которые выдвигает автор (обычно, 2-3), определяются основные понятия, используемые при выдвижении суждений, доказательства и поддержка (факты и примеры); рассматриваются  контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).

Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения (одно-два предложения), формулируется общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; дается общее заключение о полезности данного утверждения.

 

4 «Рекомендации».

Сформулируйте рекомендации для решения одной из проблем:

«Как общаться между собой?»

«Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»

«Родители меня не понимают. Как быть?»

«Я не такой как все. Как мне добиться признания?»

«Как стать успешным?»

«Как справиться с влюбленностью?»

 

Критерии оценивания:

- компетентность в выработке психологических рекомендаций (умение разрабатывать оптимальные варианты решения проблемных ситуаций, применение психологических знаний в конкретной ситуации)

 

5 «Решение психолого-педагогических задач».

Решите следующие ситуации:

1.      «Родители не обращают внимания». Ваш отец только что пришел с работы усталый. Вам сейчас очень нужно с ним поговорить, так как вы очень доверяете советам отца. У вас большие проблемы. На ваши слова он сказал: «Ты слишком серьезно относишься ко всему. Иди лучше обедай».

Задание: Попробуйте словесно привлечь внимание отца к себе и своим проблемам. Что вы сделаете? Что ему скажите?»

2.      «На месте моих родителей». Представьте, что вы  - взрослый человек. У вас семья, дети. Ваш сын (или ваша дочь) последнее время всегда грубит, огрызается, не хочет нормально с вами общаться.

Задание: Что бы вы сделали? Какие меры предприняли? В вашей настоящей семье бывают такие ситуации? Что бы вы сделали на месте ваших родителей, чтобы избежать подобных ситуации, конфликтов? От кого зависит такая ситуация?

3.      «Я одинок». Это отрывок из дневника: «Я снова занял в классе старое и насиженное место общепризнанного шута. Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет. Раньше все знали, что я, кроме шутовства, хоть газету могу выпустить, а теперь, после ссоры со всеми, я совсем превратился в шута…Класс я люблю, но безнадежно. Класс живет, а я стою в стороне, хотя меня иногда «пускают», чтобы послушать пару моих грошовых острот и снова оставить меня одного. Мои отношения с Котом (самым близким другом) пропитаны соперничеством и поэтому очень скользки…Я один. В классе живет только моя оболочка. Все те, с кем я в ссоре, висят на моей совести, как балласт. Мне тяжело, ибо я в классе поганка-мухомор. Меня сейчас обуревает желание завоевать обратно свое положение, и я добьюсь этого».

Задание: Разберите ситуацию. Так ли обстоят дела на самом деле, как пишет этот человек? С чем вы солидарны, в чем не согласны с его позицией? Что бы вы сделали на его месте? Может ли он сам без посторонней помощи изменить ситуацию?

 

 Критерии оценивания:

 - умение точно выделять основные условия проблемной ситуации, обобщать их и формулировать проблему;

-   теоретическое обоснование выявленной проблемы;

 -  умение аргументировать свой ответ

 

Проректор                                                                                                                                      Л.К.Портнова

 

Черепанова Елена Петровна

(3022) 41-37-05

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (10.02.2014)
Просмотров: 1980 | Рейтинг: 0.0/0