Главная » Статьи » Мои статьи

Психологам.Специальная общеобразовательная школа №2. Система реабилитации детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа №2. Система реабилитации детей и подростков с девиантным поведением Специальная общеобразовательная школа № 2 для детей и подростков с девиантным поведением создана на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 420 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1997 г. №19) и решения Правительства Москвы (приказ Московского комитета образования №695 от 23.08.02 года) в целях повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и беспризорности. Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими основного общего и среднего (полного) общего образования. В своей деятельности школа руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребёнка и его законных интересов, решениями учредителя Департамента образования г. Москвы и ЦОУ ДО г. Москвы, Типовым положением, уставом. В последние годы наблюдается резкое ухудшение положения детей и подростков, что выражается в резком ухудшении условий для физического, психического, нравственного развития детей, в заметном росте числа несовершеннолетних, изувеченных социальным окружением, ставшими жертвами разного рода насилия, втянутыми в разные криминальные группировки. Меры, которые осуществляются государством и рядом других решений регионального характера (принятие ряда федеральных законов, введение президентской программы "Дети России"), направлены на защиту прав детей. Создаются учреждения в системах социальной защиты, образования для детей нуждающихся в оказании помощи и поддержки, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Учреждения создаются, а ситуация остаётся по-прежнему трудной, так как не решаются на государственном уровне подходы к пониманию этой проблемы. Невозможно разрешить данные проблемы только чистым энтузиазмом, патриотизмом сотрудников учреждений, не подкрепив их решение кардинальным изменением подходов экономического порядка, а именно недостаточная оснащённость педагогического процесса, можно сказать, низкая; катастрофическая нехватка помещений или неприспособленность имеющихся с точки зрения пожарной безопасности, санитарно-гигиенических условий, современных подходов к образованию (компьютеризация); очень низкий уровень оплаты труда педагогических работников (учителей и воспитателей), специалистов (врачей, дефектологов, психологов, социальных педагогов, других направлений); обслуживающего персонала. И до тех пор, пока мы будем говорить и не разрешать главные причины, порождающие плохое отношение к детям, и как следствие , их агрессию ко всем и на всё вокруг, до тех пор у нас будет увеличиваться число подростков, уходящих из семьи и активно вступающих на антисоциальный жизненный путь. Всё больше ослабевает роль основных институтов социализации детей - семьи и школы. Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей, психоэмоциональные и физические перегрузки родителей (учителей, в том числе -1,5 - 2 ставки, а подчас и более - у них ведь тоже дети есть, которым они не в состоянии уделить достаточного внимания), порождённые безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей, организации их отдыха и досуга,- всё это усугубляет семейное неблагополучие (скандалы, стрессовые ситуации, разводы, уходы детей из семьи и т.д.), болезненно отражается на детях. Нельзя не отметить низкий воспитательный потенциал семьи, усиление жестокости в отношениях между супругами, родителями и детьми, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. В этой ситуации должна резко повыситься роль школы, которая должна уделять значительное внимание социализации детей, воспитательной работе. Однако условия, в которых работает школа, не всегда позволяют выполнить задуманное по воспитанию у детей нравственно крепкой личности, формированию у них здорового образа жизни, исправлению их сформировавшегося негатива, коррекции асоциального поведения. Для этого школа должна располагать достаточными возможностями для профилактической и социально-реабилитационной работы с детьми, для их дальнейшего жизнеустройства. Даже в реально существующих ограниченных условиях школа создаёт достаточно комфортные условия для коррекции негативного поведения и повышения учебно-познавательной мотивации девиантных учащихся. Оказалось важным для наших ребят – создание благоприятной домашней атмосферы, атмосферы доверия, понимания, терпения и помощи. Этим учащимся нужны не «супер» обстановка с точки зрения оснащения (хотя и это важно), а обстановка, в которой они могут чувствовать себя уверенно, зная, что их в очередной раз не унизят, не выгонят и не будут жаловаться родителям (не будут «стучать» на них). Важно показать особенности деятельности специальной школы, её структуры, взаимодействие с другими учреждениями округа и муниципалитетов, ориентированными на работу с детьми, имеющими проблемы в учёбе, воспитании и в поведении, раскрыть содержание диагностической, профилактической реабилитационной работы с детьми разных категорий и возрастных групп, нуждающихся в государственной помощи и дальнейшем жизнеустройстве. Есть необходимость в раскрытии общих принципов работы с детьми школы, конкретных технологий, направленных на решение наиболее болезненных проблем социально дезадаптированных детей: преодоление трудностей в общении, укрепление готовности к обучению и изменение отношения к самому себе и окружающим, приобщение к труду, снижение агрессии, борьба с курением, матом, воровством и другими вредными привычками. В основу работы педагогического коллектива школы, системы профилактической и реабилитационной работы положена концептуальная установка на неприемлемость и непродуктивность административного подхода к детям, а также к их родителям, социализация которых оказалась деформированной по вине собственно семьи, других взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку и его родителям реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Школа призвана помочь не только "беспризорным детям" при живых родителях, но и педагогически запущенным, агрессивным, с патологией поведения, которые ещё не утратили связи с семьёй, другими институтами социализации. Спектр услуг, которые могли бы получать в школе учащиеся с девиантным поведением, должен быть разнообразным и полезным с целью их дальнейшего самоопределения. Школы подобного типа должны развиваться и нарабатывать свой опыт решения проблем комплексно-реабилитационной работы, ориентируя её как на самого ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Статус школы закреплён в Типовом положении "О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением". В школе обучаются дети 2-й и 3-ей ступени обучения. Школа работает в режиме 6-ти дневной рабочей недели по программе полного дня с 8.00. до 20.00. Являясь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства, школа выполняет широкие социальные функции. schc2.mskobr.ru›files/files/Монография.doc



Источник: http://schc2.mskobr.ru›files/files/Монография.doc
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (07.06.2014)
Просмотров: 1049 | Рейтинг: 4.3/3