Главная » Статьи » Мои статьи

Страх перед экзаменом. Стресс. Характер переживаний.
     15 лет наблюдаю как переживают сдачу экзаменов, в том числе и ЕГЭ, подростки, молодежь , их родители и взрослые люди.

 Диапазон реагирования людей широкий: кто-то относительно спокоен, а кого-то охватывает паника… В общем, конечно, это всегда стресс. Страх перед экзаменом в жизни испытывал каждых человек, даже тот, который все знает.

 Есть много причин, которыми может быть вызван данный вид страха

1.повышенная личностная тревожность. Низкая самооценка и неуверенность в собственных силах. Люди с заниженной самооценкой, например, не решают проблемы, а просто избегают их. Но все преодолимо. Тревожность чаще проявляется у детей, родители которых предъявляют к ним завышенные требования и ожидания. Этих детей сравнивают с более успешными сверстниками, противопоставляют. Не советую родителям делать такое. Своего ребенка можно сравнивать исключительно с ним самим (с тем, каким он был вчера, год назад и т.д.) . Контролировать эмоции нужно. Жизнь «на взводе» может привести к снижению физического и психологического состояния. Если не будет самоконтроля, все может вылиться в слезы, истерики, даже обмороки. Такие случаи с детьми нередки во время самой процедуры ЕГЭ. Человек с повышенной степенью тревожности может перед экзаменом убежденно заявить: «Я ничего не знаю!». Хотя учил. Это объясняется тем, что в напряженном состоянии человека эмоциональная сфера блокируют психические познавательные процессы (память, мышление, внимание). Ситуативная тревожность на экзамене, конечно, повышается. Но она не должна зашкаливать! Иначе блокируются память, мышление. Есть примеры, когда отличник вдруг сдал экзамен плохо, а троечник – выплыл, справился с заданием. Почему такое происходит? Да потому что отличник всю свою энергию направил на страх и боязнь, а троечнику бояться нечего, он был более расслаблен. И вот результат. Для одного хороший, для другого – не очень. ЕГЭ сдается в виде тестов... А вот если устно сдаешь, всегда надо стремиться отвечать уверенно, бодро, со знанием дела. В большинстве случаев это создает впечатление: человек уверен в себе, предмет знает. Наличие небольшого волнения – показатель боеготовности экзаменуемого. Это даже – в легкой мере – необходимо для оптимизации поведения на экзамене

 2. неуверенность в своих знаниях. Она может быть истинной и ложной. Истинная причина вызвана реальными пробелами в знаниях, когда что-то не доучили, пропустили, не дослышали. Здесь ситуацию может спасти качественная подготовка к экзамену. Ложная же причина вызвана боязнью неизвестного. Человек боится, что его спросят то, о чем он не имеет представления, даже при его хорошей подготовке. Бороться с такой неизвестностью можно поговорив со студентами, которые уже сдавали этот экзамен, или же с преподавателем на предмет выяснения какие темы будут затронуты, не будет ли каверзных вопросов.

 3. переоценка значимости экзамена. При наличии такой причины , у человека складывается впечатление, что за провал экзамена его ждет чуть ли не смертельное наказание. Зачастую, в таком отношении детей к экзаменам виноваты их родители. Ведь именно они нередко угрожают ребенку, в случае провала, лишением телевизора, компьютера, карманных денег, развлечений, и множества других вещей, очень важных для малыша или подростка. Такое отношение формирует и общество. Подросток видит вокруг себя образцы успеха, людей, достойных по всеобщему мнению, уважения – и редко кто из них не является обладателем одного, а то и двух высших образований, не говоря уже об аттестате зрелости. И рождается желание достигнуть того же, одновременно удовлетворив родительские амбиции, а из этого желания вырастает страх, дающий сильнейшее напряжение. Учащийся нервничает, и в результате не может сдать экзамен, даже если отлично владеет материалом. Чтобы справиться с этой проблемой, учащемуся в первую очередь нужна поддержка близких. Важно понимать, что если по каким то причинам экзамен не будет сдан с первого раза, то будет вторая попытка. И даже если не будет, то все равно ничего страшного не случится. Главное, чтобы было к кому прийти с этой проблемой, тогда будет меньше повода для переживаний. Страх перед экзаменом способен достигать таких масштабов, что учащийся забывает совершенно все, что учил.
 Поэтому можно использовать еще следующие рекомендации для преодоления страха: учить информацию на экзамен стоит планомерно, чтобы осваивать именно тот объём, который в силах запомнить;
 день накануне экзамена посвятить отдыху, чтобы информация успела «утрястись», а ночью как следует выспаться.
 Некоторые, чтобы преодолеть страх перед экзаменом, принимают успокоительные средства или же занимаются аутотренингом, некоторые – обращаются к психологу.

Рекомендации родителям:
 1. контролировать ребенка: готовится ли он и насколько тщательно?
 2. Следить за режимом дня: отдых должен чередоваться с занятиями.
 3. Подбадривайте ребенка, повышайте его уверенность в себе.
 4. Помогайте ребенку распределить темы для подготовки: что действительно важно, и что стоит отнести на первый план, а что отложить на потом.
 5. Особое внимание нужно обратить на ключевые моменты подготовки: помочь составить расписание повторения, расписать темы и вопросы по дням и по часам. Когда видна структура, и понятно, что все успеть вполне реально, страх уходит.
6. Важно потренироваться вместе с ребенком. Засечь время и попробовать выполнить тест, а затем проверить: уложился-не уложился, насколько справился.
 7. Необходимо также обеспечить подростку подходящие условия для занятий, рабочее место должно быть максимально удобным. Узнать о том, какие условия труда должны быть созданы для ребенка дома, можно, обратившись к новым СанПиНам для школы.
8.Перед экзаменом ребенка нужно всячески подбадривать.
9. Также родителям обязательно следует проследить, чтобы ребенок накануне экзамена выспался, прогулялся-развеялся. Общий настрой должен быть положительным! Это очень важно.! На это обязательно нужно обращать внимание
10.Если Ваш ребенок или Вы сами испытываете чрезмерные и ДАЖЕ панические приступы страха- то самое лучшее – обратиться к психологу.
                                                                                                 Л.А.Соколова.


 Использованы материалы:
 http://notafraid.be/fears-and-fobies/fear-of-examine/ http://cheldiplom.ru/text/teach/382204.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Венера (18.05.2012)
Просмотров: 2027 | Рейтинг: 5.0/3